Постоянный представитель Всемирного банка Алекс Кремер во время медиазавтрака «Реформы на 100 миллиардов», организованного Исследовательским центром ИПМ при финансовой поддержке ЕС, сравнил Беларусь с семьей, в которой тратят больше, чем зарабатывают. По его словам, два шага к будущим проблемам страна уже сделала — если ничего не менять, то наступит финансовый кризис из-за проблем с кредиторами.
— Беларусь можно сравнить с семьей, в которой тратят больше, чем зарабатывают. Почему это происходит? Потому что половина семьи непродуктивна — мы говорим в данном случае про госпредприятия, — отметил эксперт. — Что происходит с семьей дальше? Сначала она проходит через длинный этап стагнации. И об этом Всемирный банк писал 2 года назад, когда я только начал работать с РБ: перспективы роста доходов будут низкими, если не будет проведена реструктуризация экономики. Следующий этап — это уязвимость к образовавшейся задолженности. Беларусь в данный момент находится на этом этапе. И третья фаза (я надеюсь, что Беларусь никогда не перейдет на этот этап) — это финансовый кризис, который возникает, когда появляются проблемы с кредиторами.
По словам Кремера, суть проблемы в Беларуси связана с рядом заимствований в иностранной валюте. Часть из них брали госпредприятия, чтобы погасить убытки прошлых периодов.
— С другой стороны, у нас есть домашние хозяйства, которые свои сбережения хранили в иностранной валюте, и кредиторы, выделявшие кредиты в иностранной валюте, — говорит он. — Каковы риски, связанные с такой цепочкой обязательств? Один из рисков — госпредприятия, которые окажутся не в состоянии обслуживать свои задолженности. Второй риск — финансовый банковский сектор может оказаться в ситуации, когда не сможет управлять своим балансом. И еще один риск, с которым может столкнуться Нацбанк в силу внешнего давления, — это риск того, что он не сможет сдерживать потерю ЗВР.
«Как показал опыт кризиса 2008 года, международные кредиторы склонны выводить свои средства из стран с формирующимся рынком»
Почему в ближайшие несколько лет эта цепочка обязательств может оказаться под давлением? Кремер отмечает, что в мировой экономике назревает рецессия. Она негативно скажется не только на экспорте, то есть на поступлении валюты в экономику.
— Но, как показал опыт кризиса 2008 года, рецессия может иметь еще один эффект, — говорит он. — Исторически международные кредиторы склонны выводить свои средства из стран с формирующимся рынком в более надежные активы — золото или финансовые рынки более развитых стран.
— Те дискуссии, которые ведутся в настоящее время с РФ по вопросам экономических взаимоотношений с Беларусью, влияют не только на платежный баланс, но и на финансирование, — подчеркивает Кремер и обращает внимание на влияние налогового маневра.
— Нам следует помнить, что с 2018 по 2022 год около 65% долгов Беларуси нужно будет гасить либо перед РФ, либо перед Евразийским банком развития, — говорит представитель Всемирного банка. — Это подводит нас к вопросу о рефинансировании долгов.
«В наших рекомендациях мы говорим об отмене субсидирования теплоснабжения и налоговых льгот»
Кремер возвращается к сравнению с семьей и предлагает меньше тратить и больше зарабатывать.
— Что касается сокращения расходов, то это относится к сфере ответственности денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики страны, — добавляет он. — Состояние денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики страны было довольно существенно ужесточено, и это было правильно в ответ на рецессию 2015—2016 годов. В результате ужесточения сократились заимствования частного сектора. Ситуация не смягчилась, и, судя по данным, сократилось количество предприятий, которые берут кредиты, чтобы финансировать свои инвестиции. Жизненно важно, чтобы Нацбанк продолжал ужесточение в отношении роста кредитования. Но при этом надо помнить, что возможности дальнейшего ужесточения довольно ограничены.
По поводу бюджетно-налоговой части Кремер отметил работу Минфина. По его словам, министерству удалось стабилизировать бюджет в довольно сложной ситуации, но при этом сейчас не то время, чтобы смягчать бюджетную политику.
— Семье не следует брать взаймы, когда задолженность уже и так велика, — полагает эксперт. — Существуют возможности для дальнейшей оптимизации государственных расходов. В наших рекомендациях мы говорим об отмене субсидирования теплоснабжения и налоговых льгот.
«По факту рабочие места на госпредприятиях стали системой социальной защиты государства»
— Также мы говорим о структурных реформах, которые высвободят потенциал роста страны. Шаги должны начинаться с реструктуризации сектора госпредприятий, — считает Кремер. — Этот сектор имеет большую долю в экономике, но использует трудовые ресурсы и капитал значительно менее продуктивно, чем остальная часть экономики.
Эксперт объясняет: нужна инвентаризация и классификация госсектора. Всемирный банк предлагает выяснить, какие предприятия работают нормально, в каких ситуацию можно быстро исправить через финансовую реструктуризацию, какие приватизировать, а какие просто ликвидировать. При этом Всемирный банк настаивает на том, что подобную классификацию должен провести «некий объективный и независимый субъект».
— Если это будет выполнять какое-нибудь учреждение, имеющее стратегический интерес, то результатов такая работа не даст, — говорит он. — Реструктуризация госпредприятий подводит нас к вопросу сокращения количества занятых на этих предприятиях. Потому что по факту рабочие места на госпредприятиях стали системой социальной защиты государства.
Всемирный банк рекомендует укрепить национальные программы социальной помощи за счет создания надежной программы помощи безработным и расширения программы ГАСП (государственная адресная социальная помощь. — Прим. Onliner).
— Мы провели расчеты, и они показали, что расходы для бюджета, связанные с расширением госзащиты, будут в несколько раз ниже, чем поддержка госпредприятий, — полагает Кремер. — Чтобы дать вам представление, насколько мало будет стоить такое расширение социальной помощи — рекомендуемая нами расширенная модель государственной адресной социальной помощи — ГАСП — будет стоить 0,0001% ВВП.
«Мы говорим о спаде мировой экономики, а не о коллапсе»
— Я уже говорил о тех структурных изменениях, которые мы рекомендуем в части расходов государственного бюджета при особом акценте на субсидируемом теплоснабжении и налоговых льготах, — продолжил эксперт. — И последнее направление структурных реформ, которое мы бы рекомендовали, заключается в следующем. Мы бы рекомендовали Нацбанку принять меры, чтобы подготовиться к ситуации, когда может ослабиться цепочка обязательств, связанных с валютным кредитованием. Чем лучше страна будет подготовлена к возможности возникновения такой ситуации, тем менее значительными будут последствия. Это те меры, которые, как надеется Всемирный банк, не понадобятся. Они касаются защиты вкладов и депозитов и закона об урегулировании ситуации в проблемных банках.
При этом что касается возможных негативных последствий для белорусов, то Всемирный банк успокаивает: речь не идет о шоковой ситуации 90-х.
— Не стоит пессимистично так смотреть на мировую экономику. В 2008 году была серьезная встряска, и мы ее пережили, — отметил Кремер. — Мы не говорим о повторении 1992 года в замедленной версии. Мы говорим о том, что в Беларуси существует функционирующая институциональная структура и 50% экономики уже в частном секторе. Мы говорим о спаде мировой экономики, а не о коллапсе. В данном случае мы говорим о сценарии, когда стране будет сложно достичь 100 млрд ВВП в среднесрочной перспективе, а не о неком апокалипсисе.