Возле турецких проливов Босфор и Дарданеллы скопились 55 судов, в том числе 21 танкер suezmax и 26 танкеров класса аframax. Большинство из них перевозят российскую и казахстанскую нефть. Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на данные портового оператора Tribeca Shipping, еще во вторник танкеров было 51.
Суда, оказавшиеся в своеобразной пробке, загружены 41 млн баррелей нефти. Первые сообщения о задержках появились в конце января. Вместо обычных 5−6 дней танкеры вынуждены ждать 16−17 дней, чтобы пройти в Средиземное море, и около двух недель для прохода в Черное.
В числе причин сложившейся ситуации называются введенные Турцией новые, более строгие, правила прохода судов через проливы, которые требуют обязательного участия в проводке буксира. Напряженность создает и неблагоприятная погода в регионе.
«Если ситуация с задержками сохранится или усугубится, нефтеперерабатывающие заводы в Средиземноморье очень скоро начнут ощущать нехватку сырья», — считает директор консалтинговой компании Facts Global Energy Джеймс Дэвис. Однако, по его мнению, работа над решением проблемы идет.
Босфор и Дарданеллы являются ключевыми точками в транзите грузов из черноморских портов, в частности, для экспорта нефти из России, Казахстана и Азербайджана. Ежегодно через них перевозится более 120 млн тонн нефти и нефтепродуктов.
Статус проливов регулируется Конвенцией Монтрё при сохранении над ними суверенитета Турции. Согласно документу торговые суда всех стран могут свободно проходить через проливы, тогда как для военных установлены ограничения. При этом в случае военных действий Турция может запретить проход кораблей через проливы.
Генеральный директор ЗАО «Инфотэк-терминал», ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев считает, что причин такой задержки может быть много, но на ситуацию с обеспечением Европы топливом это серьезно вряд ли повлияет.
— Поставки нефти на европейские нефтеперерабатывающие заводы идут со всех возможных направлений. Черноморское направление важное, но далеко не самое главное. Есть и другие направления. Дефицита, в частности, бензина в Европе не возникнет.
Но что касается задержек на 16 дней, то это очень дорогое дело. Простой танкеров — это не просто потеря времени, это потеря денег, потому что за фрахт надо платить.
Я думаю, проблем с поставками нефти и бензина, скорее всего, не будет, а вот цены это поднять может.
Вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов не склонен видеть в происходящем злой умысел, тем более что через Новороссийский порт работают не только российские компании, с которыми Турция вряд ли хочет ссориться. Эксперт также напомнил, что последние переговоры с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом прошли относительно спокойно.
— Вполне возможно, это попытка усилить позиции перед встречей, которая пройдет в следующий четверг (14 февраля — ред.) в Сочи, где будут обсуждать Сирию. Хотя, как показывает практика, Эрдоган обычно использует другой инструмент. Например, ограничение доступа (российским компаниям — ред.) на местный рынок, который легче ограничивать по санитарным признакам и проще открывать.
Кроме того, проще было бы ограничить проход военных кораблей. Хотя этот процесс регулируется Доктриной Монтрё, но на самом деле, например, вопрос ее интерпретации на стороне страны, через которую проходят проливы. Есть много других инструментов.
Наконец, Эрдоган сейчас не заинтересован в том, чтобы серьезно дестабилизировать российско-турецкие отношения. Москва активно строит «Турецкий поток», атомную электростанцию «Аккую», поэтому на этом фоне создавать проблемы с перевалкой было бы достаточно странно.
Скорее всего, здесь конкретного умысла не было. Тем более что усложнить проход танкеров именно по национальному признаку несколько сложно, так как они выстраиваются последовательно. Непонятно тогда, почему отдается приоритет тем или иным танкерам?
Кроме того, напомню, что в свое время именно проблемы с трафиком через проливы привели к переговорам о создании альтернативных маршрутов. Речь идет, например, о нефтепроводе Бургас-Александруполис, который как раз должен был обходить турецкие проливы со стороны Болгарии и заканчиваться в Греции. Проблемы, которые могут возникнуть у Турции из-за этих проливов, могут подвинуть этот процесс.
«СП»: — Есть опасения, что эта ситуация может привести к проблемам с сырьем на европейских НПЗ. Это не приведет к дефициту топлива на рынке Европы?
— Это маловероятно, так как часть энергоносителей идет непосредственно по трубопроводам. Каспийский трубопроводный консорциум, конечно, работает с Евросоюзом, но обычно достаточно неплохие запасы. Наконец, есть альтернативные поставки энергоносителей, дополнительные объемы всегда можно закупить с других направлений, например, с Северной Африки.
Вот, если будут проблемы с ливийскими поставками, на которые наложатся проблемы с поставками из Черноморского бассейна, это может вызвать некоторые осложнения и трудности. Но, как показывает практика, к фундаментальным проблемам это не приведет хотя бы потому, что есть альтернативные точки поставки энергоносителей.
Плюс ко всему нефть пока не дорожает на спотовом рынке. Если бы была фундаментальная проблема с проливами, то мы бы увидели нефть за 65. Было бы точно какое-то повышение. Пока об этом ничто не свидетельствует.
Наконец, важным фактором является теплая погода. Если бы было холоднее, как в предыдущие сезоны, расход энергоносителей бы увеличился. Речь идет о газе и нефти. Погода мягкая, и расход не сильно увеличивается. Так что оснований для страхов пока нет. В долгосрочной перспективе дефицит не просматривается.