Человек, как известно, может приспособиться к чему угодно. Но во-первых, эта приспособляемость отеюдь не мгновенна. А во-вторых, то, к чему надо приспосабливаться, должно быть неиллюзорным. Зримым должно быть. Осязаемым. А иначе приспособиться трудно.
Вот, скажем, новости только за последние дни. В Томской области учительница во время урока схватила ребенка за голову и несколько раз с силой пригнула ее к парте. 41 год педагогического стажа. Уже уволена.
А вот еще другой случай. В Хабаровском крае другая учительница избила второклассника. Отстранена от работы, возбуждено уголовное дело.
Ну или вот еще происшествие в Алтайском крае. Два полицейских избили мужчину на костылях. Уже уволены из полиции.
А как было бы раньше? Раньше, когда учителя так же давали ученикам на уроках подзатыльники или дрались с неуправляемыми и неадекватными учениками, как эта несчастная учительница из Хабаровского края? Ну или когда полицейские избивали кого-то на улице, пусть даже и с костылями?
А раньше мы бы с вами об этом ничего не узнали. И учительницам с полицейскими ничего бы не было. Но теперь у каждого человека в кармане лежит видеокамера. И к этой новой реальности учителя и полицейские еще не приспособились. А когда видео с должностным преступлением попадает в интернет, то тут уже ничего не поделаешь — начальство вынуждено принимать меры. Хотя если бы никакого видео не было, начальство бы наверняка закрыло глаза.
Но вот что во всем этом интересно — так это то, что будет, когда вырастет поколение, родившееся с этими видеокамерами в карманах. Будет ли оно уже приспособившимся к тому, что любой кусок реальности может быть зафиксирован и сделан публичным? Ведь если это будет так, то учителя и полицейские, врачи и чиновники, да вообще все должны будут тысячу раз подумать перед тем, как сделать что-нибудь такое, обнародования чего им не хотелось бы. И не ждет ли нас с вами в связи с этим новый, идеальный, прекрасный мир будущего?
Вот что-то подсказывает мне, что не ждет. Потому что в ГУ МВД по Ростовской области днями уволили целый отдел. Отдел скрытого наблюдения оперативно-поискового бюро. То есть, людей, которые занимаются наружным наблюдением. Другими словами — следят за подозреваемыми. И знаете, за что? За то, что один из сотрудников этого отдела снимал на камеру какой-то корпоративный праздник.
То есть если так делают даже люди, для которых скрытность — это профессия, то я бы не питал ни малейших иллюзий насчет всех остальных. И поэтому мы с вами наверняка увидим еще много, много интересных видеороликов.