«Иисус — еврей! Не смешно ли?»
Епархия и схиигумен Сергий провели два крестных хода в Екатеринбурге во время вспышки COVID-19. Репортаж Znak.com
Финал екатеринбургского православного фестиваля «Царские дни» — крестный ход на годовщину расстрела семьи Романовых — в этом году пришлось проводить в необычных условиях. Продолжается пандемия коронавируса, причем на Урале эпидемиологическая обстановка особенно тяжелая. Кроме того, с весны разворачивается конфликт между Екатеринбургской епархией и одним из главных поборников культа царской семьи — схиигуменом Сергием. Последний, оказавшись COVID-диссидентом, предал анафеме обоих Кириллов, митрополита Екатеринбургского и патриарха, а затем позвал своих сторонников на альтернативный крестный ход в Среднеуральский женский монастырь, которым пока управляет. Корреспонденты Znak.com побывали на обоих мероприятиях — и на официальном крестном ходе, и на движении «воинов» Сергия. О том, что происходило и там, и там, — в нашем репортаже.
«10 тыс. человек»
Как и прежде, Екатеринбургская епархия подошла к проведению «Царских дней» с размахом. В начале недели перед киноконцертным театром «Космос», который располагается неподалеку от Храма-на-Крови, отправной точки крестного хода, началась православная ярмарка. В четверг, непосредственно перед началом крестного хода, по периметру улицы Царской расставили столы для исповеди и принятия просфор. По территории распределили биотуалеты и места для хранения вещей. Но вот паломников из других регионов в этом году возле Храма-на-Крови практически не было, это бросалось в глаза и вызывало удивление. Обычно они приезжают загодя, живут в палатках, установленных между «Космосом» и Храмом-на-Крови.
У Храма-на-Крови собралось, по разным оценкам, от 1 тыс. до 10 тыс. человекИван Маслов / Znak.com
В этом году из-за коронавируса епархия не стала устанавливать «официальный» палаточный городок. Областные власти призывали граждан воздержаться от участия в массовом мероприятии. И, видимо, многие верующие прислушались. Единственная палатка, установленная на холме, принадлежала казачьему отряду быстрого реагирования (КОБР) — казачьему спецназу. Цель его присутствия на мероприятии — предупредить возможные провокации и обезопасить митрополита Кирилла.
Большинство паломников из других регионов приехали к Храму-на-Крови непосредственно к началу всенощной службы, предварявшей крестный ход. Микроавтобусы, которыми их подвозили, припарковали вдоль улицы Первомайской. На одном из них, к примеру, была табличка «Миасс». В итоге на службу, по подсчетам корреспондента Znak.com, собралось около 1-2 тыс. человек. По словам пресс-секретаря Екатеринбургской епархии Анжелы Тамбовой, их было больше, и на старт крестного хода вышли 10 тыс.
Многие верущие не надевали маски и никто не соблюдал социальную дистанциюИван Маслов / Znak.com
Крестный ход начался около 2:30 ночи. Когда первые верующие уже дошли до площади Труда, хвост колонны еще только миновал пересечение проспекта Ленина с улицей 8 Марта. Среди участников крестного хода в этом году не было ни крупных бизнесменов, ни известных политиков. Был замечен лишь владелец ТЦ «Сима-Ленд» Андрей Симановский, который, впрочем, посетил лишь всенощную службу.
«Не будешь грешить — не будешь болеть»
Среди участников епархиального крестного хода в этом году, как и прежде, было много пожилых людей. Им было непросто из-за жары: днем температура воздуха в городе достигла рекордных +39 градусов. Было немало семей с маленькими детьми. Чтобы этот крестный ход не стал для его участников последним, епархия попыталась принять меры безопасности. Так, у каждого входа на площадь перед Храмом-на-Крови поставили представителей службы милосердия. Они должны были измерять температуру входящих, выдавать им маски и опрыскивать их руки санитайзером. Они же встречали верующих в конечной точке, у Ганиной Ямы. «Вход в монастырь сегодня только в масках! Пожалуйста, берите маски!» — то и дело призывали они.
Крестный ход традиционно идет от Храма-на-Крови до Ганиной Ямы — этим путем в 1918 году везли тела РомановыхИван Маслов / Znak.com
Многие верующие, впрочем, отказывались. «Здесь, знаете, вера нас спасает!» — объяснила корреспонденту Znak.com Надежда Паршакова. Она прибыла на «Царские дни» из Кунгура в составе паломнической группы из 28 человек. Призналась, что мероприятие посещает не впервые. По ее словам, несколько лет назад она приехала на крестный ход до Ганиной Ямы по настоянию знакомой. Та, в свою очередь, всем советовала посетить это мероприятие как чудодейственное: после ее молитв на одном из крестных ходов умер профессор, который «заваливал» диплом ее сыну.
В вопросе отношения к коронавирусу с Надеждой согласна москвичка по имени Елена. «Я как бы нормально к этому отношусь. То есть не считаю, что прям уж такая пандемия. Есть вирус, как обычно. Заразиться не боюсь, да и мы уже переболели. У меня, например, есть антитела», — заявила она. Эта женщина летает на «Царские дни» с 2016 года. В этом году у нее не было маски, зато на шее, помимо иконы царской семьи, висел портрет старца Николая Гурьянова. С Надеждой и Еленой согласна и другая москвичка, Елена Гудкова. «Это все преувеличено, ничего не страшно. Тем более мы только что причастились. А благодать — она все очищает», — сказала она.
Иван Маслов / Znak.com
Пожилая паломница Ирина из Магнитогорска и вовсе категорично заявила: «Бога бояться надо, а не инфекции. Болезнь по грехам дается. Не будешь грешить — не будешь болеть». Маски у нее не было.
«Сергий — святой человек»
Много в этом году говорили об опальном схиигумене Сергии. Часть пришедших на епархиальный крестный ход, как, например, жительница свердловского поселка Белоярский Валентина, не одобрили его проповеди и его поведение в конфликте с митрополитом Кириллом. «Меня звали к Сергию, но праздник-то здесь. Я сюда, на этот праздник ехала. Я не знаю историю всю, но мне очень жаль, что он отошел [от Церкви]. Он очень хороший священник, я его все равно уважаю, но бывает со священниками всякое. Не буду его судить. Это уже не наше дело, я не вмешиваюсь», — сказала она.
Тех, кто выступает в поддержку Сергия, тоже оказалось немало. «Это человек. А Господь нас учит любить. Я уважаю Сергия как человека. Не знаю, что за безумие в него вселилось, но буду молиться, чтобы все исправилось. Я вообще к нему хотел сначала поехать, а потом сюда, но так получилось, что я заблудился. Поеду к Сергию позже», — заявил Олег Герасимов из Чебаркуля.
Иван Маслов / Znak.com
Та же Елена Гудкова рассказала Znak.com, что «какие-то вещи Сергий говорит правильно, хотя, может, и несколько резковато». Ей нравится, что схиигумен заявляет о цифровизации, о новых законах. Также она поддержала позицию Сергия касательно закрытия храмов из-за пандемии. «На Пасху хотели закрыть!» — возмутилась она. Призналась, что, будучи жительницей Москвы, не особо следит за тем, что именно происходит вокруг Сергия. Например, для нее стало новостью, что митрополит Кирилл недавно выступил с отповедью против схиигумена. Кроме того, ее поразило, что «депутат Сергий Алиев от фракции КПРФ оставил Госдуму и вернулся в Екатеринбург из-за Сергия». Речь идет о бывшем боксере и православном активисте Сергие Алиееве, вызывавшего создателей фильма «Матильда» на поединок (на самом деле депутатом Госдумы он не был).
На вопрос почему, почитая Сергия, она пришла на епархиальный крестный ход, Гудкова ответила так: «Это место убиения царской семьи. Мы идем на это место, я должна была быть здесь». Примерно так же ответили паломницы из Магнитогорска Наталья и Ирина — та самая, что считала коронавирус наказанием за грех. «Мы к царям пришли!» — объяснили они. Обе они постоянно повторяли, что Сергий «святой человек». «Вот, например, зачем гроб у него в келье? Чтобы человек понял, что смерть близка и что грешить нельзя. А схимники — они все спят в гробах. Сергий, мне кажется, впрочем, вообще не спит. У него столько раковых больных! У него четырехэтажное здание, и он там только успевает — исповедь и причастие, исповедь и причастие», — пояснила, насколько могла, Наталья.
Иван Маслов / Znak.com
Она сообщила даже, что бросила курить после одной из проповедей схиигумена. Ирина заявила, что ее знакомые спаслись в ДТП благодаря Сергию. «Конфликт весь этот почему произошел — потому что бесы не дремлют. Вы на отчитке у него были? Вы бы сразу все поняли. Бесы ведь кричат что? „Мы тебя уничтожим“. А митрополита Кирилла выступить против Сергия заставили», — уверена Наталья. «Да Кирилл — масон! Он за деньги любое напишет и скажет», — крикнула в ответ Ирина.
«Николай II не благословил бы такое течение процессов»
Представители епархии говорили иное. Настоятель Храма-на-Крови, священник Максим Миняйло, общаясь с журналистами, подчеркнул, что альтернативный крестный ход, который задумал схиигумен в своем Среднеуральском женском монастыре, не имеет отношения «ни к христианству, ни к православной нашей Церкви». «С тех пор, как не поминается правящий архиерей, святейший патриарх, все это выходит за рамки нашей святой Русской православной церкви. И если вспомнить царя Николая II, то я глубоко убежден, что он бы не благословил такое течение процессов, которые нас окружают. Посмотрите на его смирение, послушание», — сказал он.
Иван Маслов / Znak.com
Во время всенощной службы клирик Нижнетагильской епархии Геннадий Ведерников сказал с амвона речь, в которой призвал «быть настоящими христианами». «Нужно не потерять самое главное — благодать, которая есть только в Церкви. Мы можем называться хоть трижды православными. Но что в нас есть внутри? А христиане ли мы? А имеем ли мы в себе Христа, благодать? Ведь все святые — почему они святые? Потому что в них была благодать Святого Духа. И эта благодать, по мере своего присутствия, не подавала их в горделивом эгоизме, а наоборот, она смиряла. И чем ближе наши святые находились к Богу, тем больше они себя считали грешными и недостойными», — сказал он. В своем выступлении священник ни разу не упомянул Сергия, однако адресат его послания легко угадывается.
Ничего не сказал о конфликте с Сергием и митрополит Кирилл. Он в целом был немногословен. Перед крестным ходом Кирилл помянул только княгиню Ольгу Куликовскую-Романову из дома Романовых (скончалась 2 мая 2020 года), поблагодарил власти за то, что они не препятствовали крестному ходу, и пришедших на мероприятие и попросил всех держать дистанцию.
«Надеемся, что будем брать пример с правильных людей»
В 5:30 утра первые участники официального крестного хода достигли монастыря на Ганиной Яме. «Слава Богу, что у нас есть сегодня этот праздник. Он оказался непобедимым и неизменным. Памятным путем царской семьи мы сегодня, несмотря ни на что, прошли, и очень радостно от этого на душе. Спасибо владыке, что он отстоял эту истину, и ничего не перенесли. Люди увидели, что у Матери-Церкви они всегда могут найти поддержку. По милости Божией мы сегодня пришли сюда, чтобы поклонится царской семье. Сегодня все самое главное — о них. Мы должны вспомнить их подвиг и через малые телесные скорби присоединиться к ним», — поделился Максим Миняло с корреспондентом Znak.com своими ощущениями от крестного хода.
Он также подчеркнул, что «истинный царский крестный ход — этот» и это не зависит от того, какие альтернативные мероприятия проводит у себя схиигумен Сергий. «Правящий архиерей Викентий ходил этой дорогой, действующий митрополит идет сегодня, я прошел. И кто бы ни ходил после нас, они пойдут именно этим крестным ходом. А если кто-то начинает сейчас персонифицировать такие вещи, то они просто теряют эту духовную связь», — высказал свое мнение отец Максим. 20-километровый маршрут от Храма-на-Крови до Ганиной Ямы он преодолел сегодня одним из первых.
Крестный ход заканчивается уже утром в монастыре на Ганиной ЯмеИван Маслов / Znak.com
Закончился этот крестный ход в 6:00 богослужением у Храма святых Царственных страстотерпцев, которое провел митрополит Кирилл. После молитвы он обратился к пастве. «Дорогие братья и сестры, низкий поклон вам за этот труд и ту покаянную молитву, которую мы пронесли вместе с вами в память о святых страстотерпцах и тех, кто погиб в годы братоубийственных войн и в годы гонений от безбожников на православную веру. Молимся и верим, что Господь сохраняет нашу землю. Надеемся, что с божьей помощью мы будем вести христианский образ жизни и брать пример с правильных людей. Таких, какими была святая царская семья и все те, кто сложил головы за нашу Родину и за нашу святую Церковь», — сказал Кирилл.
Когда он заканчивал свое обращение, последние паломники еще только подходили к монастырю. В их числе сегодня оказалось немало тех, кто эту ночь провел на альтернативном крестном ходе вместе со схиигуменом Сергием в Среднеуральском женском монастыре. Видимо, для того чтобы избежать каких-либо эксцессов, за километр до монастыря, вдоль Екатеринбургской кольцевой автодороги, выстроились шесть автомобилем с экипажами ДПС, шесть УАЗов с сотрудниками патрульно-постовой службы и даже КамАЗ с бойцами ОМОН.
Митрополита защищал казачий ЧОП КОБР, а возле монастыря на всякий случай дежурил ОМОНZnak.com
«„Секта, секта“. Какая мы секта?»
Альтернативные «Царские дни» опального батюшки на поверку оказались почти полной копией официальных мероприятий епархии. То же всенощное бдение с вечера, потом с 00:00 до 2:30 божественная литургия, а далее крестный ход. Для доставки своих сторонников из Екатеринбурга отец Сергий также пытался организовать автобусы. Они должны были в 18:00 забрать паломников с остановки на улице Крауля, 4 (это неподалеку от епархиального управления). Правда, уехать на них удалось не всем. Инспекторы ГИБДД и Ространснадзора организовали проверку транспорта и сняли с рейса один из автобусов. У водителя не оказалось лицензии на пассажирские перевозки, техосмотра и медсправки.
Схиигумен Сергий провел свои «Царские дни», куда тоже пришло немало людейЯромир Романов / Znak.com
В это же самое время там пытался провести анти-романовский пикет «активист КПСС» по имени Никита, как он представился журналистам. Он встал перед автобусом с плакатом «Долой царей!» «Цари, Романовы, это, конечно, большой этап в жизни нашей страны, но пора уже перешагнуть эту страницу в истории», — заявил он корреспонденту нашего издания. На жаре активист продержался 13 минут, после чего свернул свой плакат и удалился.
На территорию Среднеуральского монастыря журналистов впустили в полночь. В отличие от мероприятий епархии, здесь у всех требовали снять медицинские маски.
«Слышь, маску сними! Здесь у нас в масках не ходят», — то и дело грубо окликала проходивших охрана.
Для проведения божественной литургии в монастыре выбрали церковь Святой Троицы. Нижний ее придел копирует обстановку подвала дома инженера Ипатьева в Екатеринбурге, где в 1918 году расстреляли Николая II и его семью. Все желающие туда не вместились, поэтому большая часть сторонников Сергия до середины ночи ждала на улице. Планировалось, что через динамики туда будут транслировать богослужение, но звук оказался слишком тихим.
По данным дежуривших в монастыре сотрудников полиции, в ночь на 17 июля сюда съехались около 500 человек. Пресс-секретарь схиигумена Сергия Всеволод Могучев назвал другую цифру — больше 1,5 тыс. Как и на официальном крестном ходе, к Сергию приехали жители разных регионов страны.
Сергий и его сторонники особо почитают последнего русского царяЯромир Романов / Znak.com
Наталья из челябинского города Коркино призналась в разговоре с корреспондентом нашего издания, что на протяжении вот уже пяти лет она регулярно посещает Среднеуральский женский монастырь и в другое место на «Царские дни» не поехала бы. «Потому что здесь истинная вера», — уверяет собеседница. «Русь истинную веру приняла от Византии при князе Владимире. И когда я сюда впервые эту обитель посетила, то здесь услышала эти византийские распевы. А кроме того, истинная благодать тут», — добавила она.
3 июля женщина приезжала к управлению Екатеринбургской епархии на улицу Репина, чтобы стоять в защиту Сергия перед церковным судом, постановившим тогда лишить священника сана. «И что? К нам даже не вышли! Говорят нам: „Секта, секта“. Но какая мы секта? Сами-то они на службу в масках пришли. Где их вера? Они к Богу пришли, почему в маске-то к Богу пришли? Если не доверяешь Богу, то сиди дома тогда. Молчанием предается Бог, и поэтому я здесь», — говорит Наталья. Решение церковного суда она называет «необоснованным» и считает, что дело зашло уже так далеко, что решить его может только Поместный собор — «народ должен решать».
Екатеринбургская пенсионерка Людмила 15 лет на «Царские дни» ходила крестным ходом епархии от Храма-на-Крови до Ганиной Ямы. «А нынче не пошла. Потому что там все не по Евангелию. Надо одеть маску, а как я в маске буду петь: „Господи, Иисусе Христе, сыне Божий“? Поэтому я здесь», — пояснила эта собеседница.
Znak.com
События вокруг Сергия и Среднеуральского монастыря она трактует как гонения. «Я к нему ходила, когда он был еще на Ганиной Яме. Знаю людей, которые строили с ним еще в Алапаевске, и все молятся сейчас за него! Отец Сергий все по Евангелию делает. А в епархии Евангелия нет, и Бога там нет. Вместо Бога коронавирус там посадили!» — добавила старушка.
«Россия сегодня — это сгнивший насквозь организм»
Примерно на час внимание журналистов к себе приковал полковник ГРУ в отставке Владимир Квачков. Этот человек, обвинявшийся в покушении на экс-главу РАО ЕЭС Анатолия Чубайса и отсидевший срок за организацию вооруженного мятежа в России, накануне приехал в Среднеуральский женский монастырь поддержать схиигумена Сергия.
— Безусловно, отец Сергий является духовным лидером духовного восстания против существующей ситуации, — заявил Квачков. — Моя позиция — это русский христианский социализм. Отец Сергий не берет социализм пока, он берет исключительно христианство. То есть борьбу православных христиан за чистоту нашей веры. Богу богово, а кесарю — кесарево. Сергий выполняет роль духовного вождя русского православного сопротивления этому безбожничеству и предательству Христа. Ведь впервые за тысячу лет церковные власти отказались от Пасхи! Это была последняя капля, которая заставила взорваться понимающую часть православия. Не того сопливо-слюнявого, которое исповедует смирение перед злом, а настоящих русских патриотов.
Отсидевший за попытку вооруженного переворота полковник ГРУ в отставке Владимир Квачков приехал поддержать Сергия. Они сошлись на убеждении, что нужно бороться с «жидовским заговором»Яромир Романов / Znak.com
Квачков также назвал современную Россию «сгнившим насквозь организмом», предложил вывезти представителей одной из национальностей из госдумы и правительства на автозаках и заявил, что ему «смешно» утверждение, что Иисус — еврей. На реплику о том, что Квачков фактически повторяет идеи национал-социалистов и Адольфа Гитлера, полковник объяснил, что «Гитлер хотел всех уничтожить физически, а я не собираюсь их уничтожать физически, только духовно».
Почти до самого начала крестного хода Квачков продолжал рассуждать в том же духе. Только вместо журналистов его обступили три десятка мужчин. Многие, судя по выправке, имели отношение к силовым структурам.
В какой-то момент звук в колонках сделали громче. Над ночным монастырем понеслось: «Вряд ли чье-либо еще имя так злословилось, как имя царя Николая II. Но немногие с такой кротостью и с таким всецелым доверием к Богу все эти невзгоды так переносили». Это странное богослужение скорее походило на школьный доклад по истории. Над монастырем разносилось: «Экономическая политика. Царствование Николая II стало периодом экономического благополучия России. С 1895 по 1913 годы темпы роста сельскохозяйственного производства составляли в среднем 2%, а темпы роста промышленного производства — 4,5% в год. Добыча угля в Донбассе увеличилась с 4,8 млн тонн до 24 млн тонн. Продолжалось строительство железных дорог, протяженность которых с 44 тыс. выросла до 78 тыс. километров. По суммарной протяженности дорог Россия превосходила любую другую еврейскую… европейскую державу».
«Заберите мою жизнь, возьмите ее!»
Крестный ход в Среднеуральском женском монастыре начался около 3:00. Перед этим в церкви Святой Троицы, судя по доносившимся оттуда гортанным крикам и периодически повторявшемся «изыди», прошла профильная для Сергия процедура отчитки — изгнания бесов. «Армия, за мной!» — скомандовал отец Сергий, выйдя из дверей храма. С хоругвями и иконами с ликами царской семьи колонна двинулась по дорожкам монастыря.
Ходили недолго, минут пятнадцать. Крестный ход отца Сергия оказался гораздо более комфортным мероприятием, чем многочасовой крестный ход епархии. После него схиигумен, взобравшись на ступени церкви Святой Троицы и окружив себя «семьюдесятью девственницами», сплошь монахинями, еще полчаса обращался к своей пастве и собравшимся журналистам с различными воззваниями.
Отец Сергий и его сторонникиЯромир Романов / Znak.com
Своим поклонникам он объявил, что терпел, покуда его «распинали и снимали одежды», но перестал, когда «сказали, чтобы я оставил вас, моих родных». «Тут, в монастыре, молятся за людей, зачем вы лезете к нам? Я готов отдать жизнь за каждого из вас! А те, кто страной управляют — Путин, патриарх и митрополит Кириллы — вы уверены, что они сделают это? Я сделаю, а они? Пусть встанут сюда и заявят, что отдадут жизнь за вас!» — почти сорвался на крик Сергий.
Потом переключился на журналистов. «Вы скажите мне, журналисты, чем я вам не угодил? Я хочу только одного — чтобы вы были счастливы, самодостаточны, чтобы у вас было образование, медицинское обслуживание. Почему вы меня не поддерживаете?» — обратился к представителям СМИ Сергий. И тут же сам разъяснил, в чем ему надо помочь: «Пандемия, откуда же пандемия? Нет пандемии, это добровольное согласие на домашний арест! Журналисты, ну почему вы молчите? Внутренний человек — это ум и дух. Это ваше прошлое, настоящее и будущее. Внутренний человек — это слово, а слово это вы. Слово это Бог, а Бог — это любовь. Уважаемые журналисты, вы ведь свет, подобный Богу. Через вас я хочу донести русскому народу и всему миру, что Хабад — дорога в ад. Без этого мирового правительства неужели вы, Россия, не самодостаточны? Неужели у вас талантов нет? Неужели иссякли русские люди?»
Znak.com
Не обошлось его выступление без театральных жестов. В очередной раз вернувшись к предложению принести себя в жертву России, опальный священник вдруг перешел на требовательный тон: «Заберите мою жизнь, возьмите ее!» В ответ растроганные поклонники тут же начали шуметь так, словно сейчас и правда случится трагедия: «Не надо, батюшка, повремени еще!»
Закончились альтернативные «Царские дни» в монастыре Сергия на два часа раньше епархиальных, около 4:00. Верующие заспешили к трапезной. «Мама, ну наконец-то, хоть мяса теперь поесть», — заявил во всеуслышание пробегавший мимо меня вместе с родительницей малыш. Рядом обнимались и поздравляли друг друга «с праздником» мужчины. «Богдаша, ты смотри, какой стал! А чего с тобой, простыл?», — забеспокоился неожиданно один из обнимавшихся. Богдаша глухим голосом, сглатывая сопли, сообщил: «Простыл. От кондиционера, наверное».
У самого выхода из монастыря на журналистов в масках вновь начали шуметь: «Все болезни от ваших масок!» Журналисты не поддавались и масок не снимали.