Человечество стремительно гуманизируется. То тут, то там запрещают использовать в цирке животных. Американская организация, называющаяся Nonhuman Rights Project — то есть, проект о правах не людей, — вот уже много лет занимается вопросом наделения животных гражданскими правами. А в Италии вообще сделали на этом направлении решительный шаг и собираются рассмотреть законопроект о повышении, внимание, статуса домашних животных. Согласно положениям законопроекта, животные более не будут объектом собственности, а станут наоборот, цитирую: «существами, имеющими чувства».
Последствия у этого повышения статуса ожидаются довольно масштабные.
Во-первых, хозяева домашних животных будут обязаны обеспечивать им достойную жизнь по потребностям. А вопрос о том, с кем будет проживать животное после развода хозяев, будет решаться судом. С учетом интересов животного, а не его стоимости.
Во-вторых, существа, обладающие чувствами, получат право посещать общественные учреждения на тех же правах, что и другие члены семьи. То есть, с собакой можно будет теперь ходить в церковь.
А в случае если с хозяевами, не дай бог, что-то случится, то за питомцем должны будут ухаживать родственники. Если же животное находилось на службе, скажем, в полиции, то оно будет получать до конца жизни пенсию.
На некоторые вопросы пока не отвечено. Вот, скажем, пенсия — это что? Деньгами или собачьей едой? Не прояснен и животрепещущий вопрос с алиментами.
И, конечно, самого серьезного осмысления требует вопрос домашнего насилия. Например, если соседи видят, что хозяева оставили дома, например, кошку — обязаны ли они сообщать об этом в полицию и социальные службы? А можно ли держать сторожевую собаку на привязи? А можно ли вообще, чтобы собака жила на улице в будке?
В общем, с каждым последующим шагом на пути гуманизации вопросов становится все больше и больше. А ведь до сих пор не решены куда как более фундаментальные вопросы, оставленные на пути гуманизации позади.
И главный из них — это у каких из существ чувства есть, а у каких этих чувств нет? Потому что если у служебной собаки будет пенсия — то и у лабораторной крысы должна быть пенсия. Если в церковь можно с кошкой — то, значит, и с лошадью в церковь должно быть можно.
Не говоря уже о том, что теперь итальянской кухне придется обходиться без мяса.
Ну или убедительно обосновать, почему у свиней, коров и баранов нет чувств.