Мусульмане начали свое расследование массового расстрела в воинской части
Сибирский муфтий Нафигулла Аширов обратился к мусульманам с просьбой собрать деньги для адвоката по делу солдата Рамиля Шамсутдинова, расстрелявшего сослуживцев в воинской части в Забайкалье. Тюменская умма, по сути, инициирует собственное расследование происшедшего. Это может стать прецендентом противодействия неуставным отношениям в армии со стороны религиозного сообщества.
Председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России (ДУМАЧР) муфтий Нафигулла Аширов обратился в соцсети к мусульманам с призывом помочь в справедливом разбирательстве дела солдата Рамиля Шамсутдинова, выходца из Тюменской области. «Уважаемые братья и сёстры, объявлен сбор средств для адвоката, который будет защищать интересы нашего брата Рамиля. Для этого он намерен объехать бывших военнослужащих, которые проходили службу в этой же части, чтобы взять у них информацию и интервью о порядках, царящих в этой воинской части, что может пролить свет на причины происшедшей трагедии», – написал муфтий. Он рассказал, что отец солдата намерен лично отправиться в воинскую часть в Забайкалье, где произошла трагедия, и разобраться в причинах происшествия. «В рамках солидарности с семьей, нашего земляка и брата по вере Рамиля Шамсутдинова, который, отстаивая свою честь и достоинство, совершил то, что совершил, я попросил братьев из наших общин посетить его родных в селе Вагай Тюменской области», – добавил Аширов. Первая реакцией муфтия на арест Шамсутдинова была такой: «Попытка унизить солдата – мусульманина из Сибири привела к гибели восьми беспредельщиков».
Уральские СМИ сообщали, что Рамиль Шамсутдинов подвергался издевательствам со стороны офицеров и однополчан, в частности, его пытались окунать головой в унитаз. Эта деталь оказалась весьма существенной для тех, кто в эти дни комментировал публикации муфтия Аширова. «Мужчина он! Только мужчина в полном смысле этого слова не потерпел бы этого унижения!» – написал один из комментаторов. Судя по всему, действия Шимсутдинова с религиозных и национальных позиций оценивают большинство читателей постов Аширова.
«В этом видна самая примитивная форма национализма: дескать, человек нашего народа, нашего вероисповедания, да еще и с хорошими рекомендациями от родных, по определению или невиновен, или был принужден к каким-то действиям. Поэтому мы его будем защищать, – рассуждает в разговоре «НГР» профессор Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев. – Такого рода подход разрушает межрелигиозный мир, особенно если это заявляет муфтий. По идее, симметричный ответ от православного епископа должен звучать так: коль скоро он татарин и мусульманин, по определению он игиловец (сторонник запрещенного в России «Исламского государства» – «НГР»), и мы можем рассматривать его деяние как террористический акт. Видимо, подобное заявление ждут для полноты картины. Такое надо пресекать». «Также тенденция немедленно «раскрывать» преступление нормальными людьми приниматься не должна», – считает исламовед.
Нафигулла Аширов известен в мусульманском сообществе России своей активной общественной позицией. Он регулярно выступает требованием защищать права мусульман, причем иногда предложения муфтия носят довольно радикальный характер. Так, после нападения на женщину в хиджабе в московском метро Аширов предложил организовать особые районы для проживания исповедующих ислам в городах России со смешанным населением. Сибирский муфтий также протестовал против христианских элементов в государственной символике РФ.
Ранее много говорилось о том, как мусульмане, оказавшиеся в заключении, противостоят традиционным тюремным порядкам, опираясь на твердость своих убеждений и солидарность верующих. Возможно, в случае с призывом Нафигуллы Аширова мы становимся свидетелями того, как правоверные, также опираясь на исламскую солидарность в заступничестве за своего предполагаемого единоверца-солдата, готовы противодействовать неуставным отношениям в российской армии.