У приватизации в России трудная судьба. В 1990-х государство активно расставалось с собственностью в интересах специфической группы лиц. В 2000-х под одобрение широкой публики начало ее возвращать. Первой ласточкой было поглощение ЮКОСа «Роснефтью», а активным этот процесс стал в 2008-09 годах: горячее дыхание кризиса заставило «спасать» предприятия, забирая их в государственную собственность.
В итоге правительство вошло во вкус. Кризис кончился, потом начался и закончился еще один, а огосударствление продолжается.
Сейчас даже по официальной оценке доля государства в экономике — 70%. Это складывается из контрольных пакетов в банках, сырьевых и транспортных компаниях плюс большая группа промышленных компаний, объединенных вывеской «Ростехнологии».
Наступает время раздавать накопленное. Как началась эта «ренационализация», хорошо видно на примере «Газпром бурения». Семья Ротенбергов купила компанию у «Газпрома» в 2011 году за 4,05 млрд рублей, а сейчас продает ему обратно за 58 млрд. Аналогично со «Стройгазмонтажом» — купили в 2008 году за 8,3 млрд, возвращают назад за 75 млрд рублей. Инфляция?! Напомню, что решения о крупных покупках «Газпрома» принимаются президентом или правительством. У «своих» активы скупаются втридорога, у «чужих» отбираются бесплатно.
В ближайшие годы госпакеты акций компаний «РусГидро», «Совкомфлот», «Транснефть», «Ростелеком», «Россети» и «Объединенной зерновой компании» должны с аукционов перейти в частные руки. При этом зачастую приватизация имеет странный характер. Например, вряд ли кто-то удивится, если «Транснефть» будет куплена полугосударственной же «Роснефтью».
Боюсь, что намеченный план приватизации — это чистой воды симуляция. Государство не планирует реально расставаться с повседневным контролем над экономикой, а значит, конкуренции в стране не появится, как не появится и стимулов для какого-то развития. Нацпроекты для серьезного экономического рывка, увы, не предназначены.
России нужна честная открытая приватизация, но шансов на нее немного. Типичная успешная «частная компания» в наше время — это какая-нибудь «дочка» «Ростеха» типа «РТ-Инвест» с размытой государственной долей. Она пользуется всеми привилегиями близости к власти и всей свободой распоряжаться частной собственностью.
На данный момент экономика России контролируется узким кругом известных нам лиц. Можно перекладывать ее куски из одного кармана в другой, а потом в третий, используя разные красивые термины, суть от этого не меняется. Вариант реального перехода государственных 70% экономики к большему числу собственников, мягкой демонополизации рынков не рассматривается. А другого пути к развитию у нас нет.