Есть две новости: так себе и хорошая. Первая — бюджет России не способствует борьбе с бедностью. Вторая — «Нобелевку» по экономике в этом году вручили за вклад в исследованиях борьбы с бедностью. То есть, экономическая наука знает, что делать, чтобы нищеты стало меньше. Осталось только взять знания на вооружение…
Вчера вечером Счетная палата во главе с Алексеем Кудриным опубликовала проект бюджета России на ближайшие 3 года. Госаудиторы раскритиковали главный финансовый документ из-за недофинансирования образования, здравоохранения, неубедительных прогнозов повышения реальных доходов населения и темпов сокращения бедности.
В документе Счетной палаты говорится, что действий правительства не хватит для выхода на устойчивый рост реальных доходов граждан. А из-за более медленных темпов роста реальных доходов скорость снижения бедности будет ниже. Сейчас в прогнозе заложено сокращение уровня бедности с сегодняшних 12,5% до 11,7% в 2020 году, а к 2022 и вовсе бедным будет только каждый десятый россиянин. Пока же показатель только растет: по итогам первого полугодия 2019 года за чертой бедности оказалось 13,5% населения (19,8 млн россиян).
Все больше ресурсов уходит на оборону и прочие «закрытые» не гуманитарные статьи. И когда говорят, что государственную казну следует направлять не на очередные ракеты, а на развитие «человеческого потенциала», т. е. здоровье, образование, культуру, чиновники кивают, но делают по-своему. Люди-де — новое золото и с них надо получать, а не вкладывать в них…
Как выяснилось, борьба с бедностью будет успешной в случае инвестиций в образование и здоровье. Вчера стали известны лауреаты премии Госбанка Швеции, вручаемой в рамках Нобелевской премии. Эстер Дюфло, Абхиджит Банерджи и Майкл Кремер получили престижную награду «за экспериментальный подход к снижению глобального уровня бедности». Ученые показали наиболее эффективные методы борьбы с этой мировой проблемой, выявили зависимость между «качеством человеческого потенциала» и уровнем бедности. Впрочем, и они не про танки, а про инвестиции в людей.
Изучая последствия расходования средств на образование, выяснилось: традиционные направления субсидий (дополнительные учителя, бесплатные обеды, школьная форма, стипендии) увеличивают охват образования. Но эффективность от каждого вложенного доллара в 15 раз выше, когда те же деньги потрачены на информационную кампанию, объясняющую выгоды и преимущества образования. И в 10 раз больше, если потратить те же средства на… борьбу с паразитами, которые «сдерживают физическое и когнитивное развитие детей, ограничивают прогресс в образовании и задерживают экономическое развитие».
До этого никому в голову не приходило делать борьбу с паразитами в желудках детей приоритетом в расходах на образование. Вот такой «Нацпроект Образование»… Оказывается, чтобы бороться с бедностью, которая тормозит экономику всей страны, надо не просто облагодетельствовать пособиями малоимущих прибавкой в 100 рублей к пенсиям. Забота о культурном уровне, образовании и здоровье людей — это необходимость. Иными словами, бедность — это порок. Порок государства, которое ставит перед бюджетом неправильные приоритеты. Тут сложно не согласиться с Алексеем Леонидовичем.
Алексей Филатов, президент Союза Офицеров Группы «Альфа»