Даже освобождение нескольких фигурантов «московского дела» не означает прекращения репрессий — просто из показательных они превратятся в системные.
Молодой актер и бывший сотрудник «Росгвардии» Павел Устинов отпущен из СИЗО под подписку о невыезде. Ходят слухи, что по прямой команде из Кремля. Уже и Дмитрий Песков комментирует его дело в том смысле, что нет ничего удивительного в стремительном «переобувании в воздухе» прокуратуры, которая вначале добивалась для него шести лет колонии, а уже после суда вдруг решила попросить освободить его из-под стражи.
Так что нет сомнений, что уже 23 сентября приговор о заключении молодого актера на 3,5 года будет отменен. Не зря власти оттерли независимых адвокатов, оказывающих помощь фигурантам «московского дела», и заменили на лоялиста и члена общественного совета при МВД Анатолия Кучерену.
Решающим же для суда фактом, на основании которого Устинова отпустили, оказывается, была положительная характеристика от «Росгвардии». Иначе говоря, кто актера свинтил, а потом и посадил, тот его и отпустил.
Восстание людей в погонах
Сейчас многие гадают, что же происходит, почему вдруг власти так резко меняют позицию? Тут выдвигается несколько версий. Первый вариант — под давлением общества. В поддержку Павла Устинова вслед за известными актерами не высказался только ленивый. Как раз после суда над ним появилось и знаменитое письмо священников в поддержку неправосудно осужденных по «московскому делу». Началось пикетирование президентской администрации. В общем, вот это якобы давление и заставило власти передумать.
Есть, однако, совершенно другой слух. Его озвучила дочь президентского пресс-секретаря Елизавета Пескова. Конечно, ее пост о заговоре силовиков против не кого-нибудь, а сразу лично президента Владимира Путина был быстро удален, но все же его заметила публика.
С учетом того, что разговоры о выходе спецслужб и правоохранительных органов из-под контроля «гражданских властей» ходили с момента первых силовых акций против протестующих в Москве, в эту версию сейчас многие склонны верить. Якобы силовики взбунтовались, по собственной воле начав массовые «посадки» и фабрикацию уголовных дел.
Однако каким-то неведомым способом президентская администрация сумела вернуть себе бразды правления и сейчас наводит порядок. В частности, «сворачивает» так называемое «московское дело». Благодарить за это надо то ли Сергея Кириенко, то ли Антона Вайно, а может быть и главу госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова, который этим летом стал единственным человеком из ближайшего окружения президента, высказавшимся против избыточного насилия в отношении протестующих в Москве.
Этот слух немедленно начал обрастать десятками других, еще более невероятных. Например, ходят такие страшилки: для подавления «бунта» потребовалось чуть ли не личное вмешательство главы Минобороны Сергея Шойгу и угроза применения армии против других силовиков, или что Владимир Путина подписал указы об их отставках, и только это их и остановило. Ну и другие истории, не внушающие доверия.
Не так удивительно, что слух про «бунт» многими ставится под серьезное сомнение. В соответствии с другим, альтернативным слухом, Владимир Путин летом решил опереться как раз на силовиков. Но к середине осени в администрации президента, точнее, в ее внутриполитическом секторе, сумели доказать главе государства, что он ошибся, поскольку действия силовиков привели к эскалации и углублению протестов.
Причем, как говорят, команда Сергея Кириенко даже помогала писать обращения и коллективные письма некоторым умеренным протестующим группам — тем же актерам, например. Кто-то даже добавляет, что страшилку про «переворот» тоже запускали специально, чтобы убедить сменить позицию.
В итоге Путина якобы удалось заставить назначить новых ответственных за порядок в стране. И теперь рассеивать и подавлять протест будут в основном политическими и технологическими методами. Дубинки же приберегут для крайних случаев.
На очереди СМИ
Впрочем, есть ощущение, что реальные процессы, идущие в правящем классе, ни один из указанных слухов полностью не объясняет. Зачем, например, понадобилось «бросать в бой» дочь Дмитрия Пескова? Или другой вопрос: почему вначале появилось сообщение об обысках у создательницы и спонсора (в прошлом) ряда либеральных медиа Ирины Лесневской, а затем она сама рассказала, что к ней случайно приехали сотрудники полиции из-за якобы нештатно сработавшей «тревожной кнопки»?
Недоумение остается. Все же, кто и зачем приезжал к основательнице REN TV? Почему она сейчас это скрывает? Не значит ли это, что высокопоставленным знакомым Лесневской удалось ее «отбить» и прекратить обыск? Связана ли эта история также с вызовом на допрос гендирекора телеканала «Дождь» Натальи Синдеевой?
Ответов на эти вопросы сейчас нет даже на уровне слухов. Впрочем, одна версия, потенциально проясняющая судьбу СМИ, есть. Власти и правда якобы отказались от применения силовых методов и решили разрушать инфраструктуру протеста методично и системно. Теперь надо ждать новых жестких законов — уже в эту осеннюю сессию Госдумы. Ну а что касается медиа, то все «не достаточно лояльные» должны сменить владельцев, менеджмент или, в крайнем случае, потерять возможность влиять на российскую аудиторию.
И все это только первый этап новых системных репрессий.