Так, друзья, сегодня будет интересный пост о том, насколько на современную постсоветскую действительность повлияло «гаражное воспитание». Я уже встречал несколько текстов на эту тему, материал исследовал в том числе и известный российский антрополог Илья Утехин, а я вот решил озвучить своё видение данного вопроса — так как он касается не только России, но и в какой-то степени Беларуси, Украины, стран Балтии и даже Польши.
Мне в каком-то смысле повезло — я рос в интеллигентной семье и среди интеллигентного окружения большого города. В детстве мне казалось, что так живут все люди — много читают, посещают разные кружки и спортивные секции, хорошо учатся, а после школы обязательно получают высшее образование. Как позже оказалось, так живут далеко не все — множество людей не хочет и не любит учиться, не имеет цели в жизни, а жизненные ценности впитало не из книг, а общаясь «за гаражами». Я периодически встречаю представителей «гаражного поколения» в комментариях к своим постам — они живут «по понятиям», знают всё лучше других, а единственным смыслом диалога видят навязывание оппоненту своей позиции.
Итак, в сегодяшнем посте — рассказ о поколении, выросшем «за гаражами». Заходите под кат, там интересно. Ну и в друзья добавляться не забывайте)
Откуда взялись гаражи?
Для начала немного о том, откуда вообще взялись гаражи. Гаражные кооперативы начали появляться в СССР в шестидесятые годы — само по себе понятие «гаражный кооператив» (точно так же, как и «жилищный кооператив») давало возможность людям обзавестись некоторой собственностью и управлять ею — гаражи считались «групповой собственностью» и запрещены не были. Советские гаражные кооперативы были отдельным юридическим лицом с собственной печатью.
Важный момент, который нужно отметить в этом разделе — советские гаражные кооперативы располагались чаще всего в неудобных и нередко отдаленных от центра города местах, не подходящих для капитальной застройки — ряды гаражей возводили на пустырях городских окраин, недалеко от свалок и прочих бесперспективных территориях. Строились гаражи по типовым проектам — чаще всего это был длинный ряд одноэтажных гаражей, с кирпичными стенами гаражных боксов. Каждый бокс был порядка 18 квадратных метров и имел потолки около 2,2 метров.
Особенно сильный бум гаражного строительства случился в восьмидесятые годы — в то время городские советы массово раздавали участки под гаражи новообразованным ГСК, и гаражи стали заполнять всё больше городских окраин и пустырей. Примерно в те же годы многие хозяева первых гаражных кооперативов (построенных в начале шестидесятых) уже состарились и стали продавать свои боксы новым хозяевам — в гаражные кооперативы стало приходить новое поколение.
Что происходило в гаражах.
По «техническому регламенту» гараж предназначался только лишь для хранения, обслуживания и ремонта своего автомобиля, но в позднем СССР и в девяностые годы гаражи стали чем-то вроде негласных мужских клубов. Женщин-автомобилистов в те времена было очень немного, и в гаражах по выходным стали собираться мужские компании для посиделок.
Складывающейся ситуации сыграла на руку отдаленность гаражей от жилых домов (чаще всего они были на окраинах), плюс автомеханика и вообще автомобили в то время считались «чисто мужским» делом, в котором «женщины всё равно ничего не понимают». В общем, в гаражах мужчины чувствовали себя как дома — здесь можно было собраться мужской компанией «без глупых баб», немножко выпить и поговорить «за жизнь». С собой в гаражи брали выпивку, нередко мясо для шашлыков — в общем, там был полноценный мужской клуб выходного дня.
Очень часто в гаражи брали с собой и детей — мальчишек в возрасте 7-17 лет, которые проводили целый день с отцом и «учились быть мужчинами». «Ты не слушай, что тебе мать говорит, ты меня слушай, будь мужиком!» — примерно так наставляли отцы сыновей перед поездкой «на гараж» и во время обсуждения гаражных разговоров.
Гаражные «понятия».
Вращаясь среди завсегдатаев «гаражных посиделок», пацаны восьмидесятых-девяностых годов «учились жизни» — происходило это примерно так же, как в каменном веке. Мужчины сидели «вокруг костра» (мангала) и рассказывали житейские истории, а дети смотрели на них и старались быть такими же. Вот какие ценности навязывало «гаражное воспитание»:>1. Каждый «настоящий мужик» должен пройти «школу жизни». «Школой жизни» может быть армия или на худой конец тюрьма — якобы только там можно себя проявить и стать «настоящим мужиком». К сидевшим прививалось особое уважение, точно так же, как и к повоевавшим солдатам — в Чечне либо в Афганистане. «Сидел — настоящий мужик!» «Воевал — настоящий мужик!» и прочее подобное.
2. Все остальные мужчины объявлялись в разной степени «лохами», которых не стыдно и даже почётно при случае «кинуть на деньги». «А помнишь, Вася, как к нам этот очкастый профессор приехал — так я ему вместо нормальной резины старые стертые шины поставил, вот жеж лох!» — примерно такие разговоры были нередкими в гаражах. Особая ненависть прививалась также к гомосексуалистам и всех, кто по мнению «гаражных завсегдатаев» на них походил — «а помнишь, на той неделе мужик приезжал — в костюме, с дипломатом, всегда здоровается так вежливо, на «вы» обращается — гомосек наверное!».
3. Прививалась иррациональная любовь к автомобилям как к чему-то самодостаточному, автомобиль был не просто транспортом, но и полноценным хобби и даже в каком-то смысле смыслом жизни. «Да я свою железную ласточку больше, чем свою Клаву люблю!». Быть водителем считалось само по себе хорошей профессией, которая может гарантировать достойное будущее. Позже в среде «гаражного поколения» стали очень популярны бессмысленные фильмы про автомобили, гонщиков и таксистов.
4. Прививалась неприязнь к образованным людям и к образованию вообще . «Этот очкарик Иванов сидит целыми днями в своём НИИ, какие-то закорючки пишет! Вот ведь лох, нет чтобы водочки взять, пива, ёршика сделать, с пацанами по душам поговорить!» «Этот Петров только о своей книги и думает, всё пишет и пишет. Всё равно это читать никто не будет! Нет чтобы с пацанами на рыбалку махнуть. Наверное, он ещё и пидор к тому же!».
5. Женщины считались людьми второго сорта. Собственно, это было понятно уже по тому факту, что их не брали в мужские компании и старались от них убежать на выходные в те же самые гаражи. «А моя Клава меня сегодня отпускать не хотела — так я ей леща дал, показал кто в доме хозяин!». Особым шиком считалось также иметь любовницу, про отношения с которой (с подробностями) можно было рассказывать всем гаражным товарищам.
6. Представления о «внешнем мире за гаражами» тоже были очень специфические. Советская (а позже и новая российская) власть завсегдатаями гаражей критиковалась, но не за какие-то конкретные решение, а в общем — «там одни мудаки, воры и евреи». При этом всячески приветствовались внешнеполитические скандальные решения властей — «ох, хорошо показали наши этим лягушатникам/пиндосам/душманам — будут теперь знать!».
7. Считалось, что во власть люди идут исключительно для того, чтобы ворвать и угнетать других людей. Нередко озвучивались мысли вроде: «Вот мне бы в то кресло, уж я бы им показал, как руководить! Все бы у меня сидели уже!», либо «Ну, будем голосовать за старых, эти-то хоть уже наворовали, а вот новые придут — опять воровать начнут».
8. Навязывалось мнение, что в Америке и вообще на Западе живут враги, которые хотят нас уничтожить, захватить и отобрать старые гаражи, жигули-«копейку», комплект старой резины, лыжи «Телеханы» и подшивку «Наука и Жизнь» за 1982-86 годы. В общем и целом, «гаражные люди» часто приписывали внешнему миру те самые низменные и мелочные качества, которые были присущи им самим.
Люди с гаражными ценностями.
Пацаны, ездившие с отцами «на гаражи» по выходным впитывали всё это, и если дальше в жизни такого ребенка не было хорошей школы и ВУЗа, или просто было мало хороших людей — то очень часто весь озвученный выше список становился единственной «путеводной звездой» в жизни. Ещё я заметил, что представители «гаражного поколения», ставшие взрослыми, редко бывают счастливыми — они живут с нелюбимой женщиной и незапланированными детьми, работают на какой-нибудь низкооплачиваемой работе и постоянно берут кредиты. А виноваты в этом всём, конечно же, Запад, Америка и Вася-гомосек из третьего подъезда…