Политологи прокомментировали разные точки зрения Путина и депутатов Госдумы по вопросу санкций против Грузии
Владимир Путин не поддержал предложение депутатов Госдумы ввести против Грузии санкции в связи с «антироссийскими провокациями». Политологи считают, что президент РФ поступил по всем правилам публичной политики: не стал устраивать вендетту, рушить отношения между двумя странами лишь по причине оскорбительной выходки грузинского журналиста. В свою очередь парламентарии не упустили возможность проявить коллективный лоялизм.
«Госдума проявила типичную для себя запретительскую инициативу. Они же [депутаты] таким образом выслуживаются перед верховной властью, хотят продемонстрировать свою лояльность. А Путин в данном случае продемонстрировал здравый смысл. Вот и все. А сейчас начнется „непримиримая“ борьба президента и Думы. Но конечное слово, конечно, будет за Путиным», — прокомментировал ситуацию Znak.com политолог Валерий Соловей.
Гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что Путин обдуманно не стал увязывать санкции против Грузии с тем, что ведущий Георгий Габуния нелицеприятно высказался о нем в эфире телеканала «Рустави 2». «Президент посчитал, что оскорбление — это не повод для полного разрушения отношений с Грузией. Он решил, что сохранение мостов важнее. Никакого спектакля в том, что Госдума сказал одно, а президент — другое, нет. Просто парламентарии выразили свое эмоциональное восприятие данной ситуации, как бы вступившись за оскорбленного друга, а этот друг выказал рассудительное спокойствие», — заявил Журавлев.
Политолог Георгий Бовт считает, что если бы санкции в ответ на оскорбительное хамство ведущего грузинского телеканала ввели, то многие сочли бы их как личную месть президента РФ, и выглядело бы это мелковато. «А так российский лидер поступил, как говорят в таких случаях, „как настоящий мужчина“. В этом плане Москва в лице Думы показала, что если опять стрясется подобное, то за нами „не заржавеет“. Российские депутаты получили очередную возможность выступить с актом коллективного лоялизма. И могут дальше выполнять роль „злого следователя“, настаивая на своей рекомендации президенту задействовать в любой момент закон о контрсанкциях», — говорит Бовт в колонке на радио Business FM и добавляет, что Тбилиси теперь следует уловить сигнал и «начать давать отпор наиболее радикальному поведению своих ультранационалистов».
Российско-грузинские отношения обострились в конце июня после того, как в Тбилиси прошли антироссийские протесты из-за визита делегации из РФ. В ответ Россия ввела ограничения на авиаперевозки между двумя странами. 7 июля в эфире «Рустави 2» ведущий Георгий Габуния в нецензурной форме оскорбил Владимира Путина.
Днем 9 июля Госдума единогласно приняла решение рекомендовать правительству России ввести санкции против Грузии из-за «антироссийских провокаций» в Тбилиси. Предлагается запретить импорт грузинских вин и минеральных вод в Россию, а также ограничить денежные переводы между двумя странами. Президент России, который в этот день находился в Екатеринбурге, выступил против санкций в отношении Грузии. «Я бы не стал этого делать из уважения к грузинскому народу», — заявил Владимир Путин и пояснил, что это может осложнить отношения между странами.
Позже председатель Госдумы Вячеслав Володин назвал неизменной позицию нижней палаты парламента о необходимости введения санкций. «Мы свою точку зрения высказали, президент имеет право высказать свою», — сказал он.
По мнению Володина, Путин своим отказом вводить санкции против Грузии дает властям этой страны шанс образумиться. «Они должны послушать нашего президента. Он и сейчас еще раз им дает шанс. Потому что мы, представители народа России, им такого шанса не даем. А он им шанс дает — образумиться», — добавил спикер Госдумы.
По оценкам экспертов, в случае введения санкций потери Грузии могут составить порядка 1 млрд долларов.