Россия на пороге крупнейшего после 2008–2009 годов рукотворного кризиса | СВЕЖИЕ НОВОСТИ

Россия на пороге крупнейшего после 2008–2009 годов рукотворного кризиса

По итогам первого квартала российский ВВП вырос лишь на 0,5% в годовом выражении, что оказалось хуже ожиданий властей. Таковы предварительные оценки Росстата. В этом году в России может начаться экономический спад – крупнейший после кризиса 2008–2009 годов, предупреждают экономисты. По их оценкам, в квартальном сопоставлении провал стал рекордным за последние примерно 10 лет. К основным причинам они относят прежде всего налоговые новации правительства.

То есть кризис во многом рукотворный.

Росстат обнародовал предварительные оценки динамики ВВП за первый квартал. Экономический рост составил лишь 0,5% в годовом выражении после роста в четвертом квартале 2018-го на 2,7%.

Такие итоги первого квартала оказались хуже ожиданий, которые были у правительства и Центробанка (ЦБ). Минэкономразвития (МЭР) в начале мая прогнозировало, что по итогам первого квартала годовой рост ВВП составит 0,8%. Центробанк был более оптимистичным: он ожидал, что рост составит 1–1,5% в годовом выражении и 0,1–0,3% в квартальном сопоставлении.

В конце минувшей недели, получив оценки Росстата, МЭР пояснило, что «в целом замедление темпов роста ВВП было ожидаемо и связано со слабостью внутреннего спроса на фоне повышения налоговой нагрузки». Имеется в виду налог на добавленную стоимость (НДС).

«Дополнительное понижательное давление на внутренний спрос оказывает сохранение низких темпов роста корпоративного кредитного портфеля и некоторое замедление ипотечного кредитования», – добавили в ведомстве Максима Орешкина.

Но чиновники как будто не придают таким тенденциям особого значения. Более того, некоторые из них делают заявления, которые могут показаться удивительными, потому что противоречат тому, что происходит в экономике.

«Текущий год – это первый год настройки и реализации национальных проектов. Динамика экономического роста за первый квартал складывается несколько выше прогнозных ожиданий», – сообщил, например, первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов президенту Владимиру Путину 8 мая на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. То есть, как видим, в некоторых министерствах считают, что сейчас экономика растет даже лучше, чем надо.

О чем чиновники не говорят, так это о рисках наступления в России нового, крупнейшего после 2008–2009 годов кризиса. По приблизительным оценкам директора аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилла Тремасова (ранее работал в Минэкономразвития), зафиксированное Росстатом снижение годовых темпов роста ВВП означает, что «в первом квартале по отношению к предыдущему с устранением сезонности экономика могла сократиться примерно на 1,6%».

«Это самый серьезный квартальный провал за все время после кризиса 2008–2009 годов. Ни обвал нефти в 2014-м, ни санкции не смогли вызвать такой же провал экономики, который мы обеспечили себе сами, повысив налоги», – замечает Тремасов в Telegram-канале MMI.

Среди других причин, которые могли негативно повлиять на экономический рост, экономист выделил «резкое ухудшение экономической ситуации в Западной Европе и Турции, приведшее к падению экспорта российского газа на этих направлениях; сокращение добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+; гигантский отток капитала; жесткую бюджетную политику».

«Все описанные факторы в текущем (втором. – «НГ») квартале продолжают действовать в том же направлении… Боюсь, что в текущем квартале вновь будет зафиксирована негативная динамика ВВП по отношению к первому кварталу с устранением сезонности. Это будет означать, что экономика в рецессии – сокращение ВВП два квартала подряд», – предупреждает Тремасов.

При этом некоторые экономисты считают, что рецессия в стране не просто скоро начнется, а уже идет полным ходом. Так, экономист Андрей Илларионов, взяв за основу данные Центра развития ВШЭ и Росстата, сообщил, что страна уже вступила в новую, пятую рецессию. В целом в экономике она началась шесть месяцев назад, в сфере транспорта и в торговле – девять месяцев назад, в строительстве – семь месяцев назад, перечислил он.

«Скорость снижения объемов экономической деятельности в ходе нынешней рецессии уступает скорости падения выпуска во время рецессий 1997–1998 и 2008–2009 годов, практически совпадает со скоростью падения выпуска во время рецессии 1989–1996 годов и превышает значение этого показателя во время рецессии 2014–2015 годов», – уточняет Илларионов.

В частности, по оценкам Института экономического анализа, в 2018–2019 годах среднегодовые темпы снижения объемов производства составили на данный момент 7,3%. Для сравнения: в 1989–1996 годах снижение достигало 7,4%; в 1997–1998 годах – 9,8; в 2008–2009 годах – 13,8; в 2014–2015 годах – 6,8%.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*