Соглашения нефтяников и кабмина загоняют экономику в тупик
Премьер-министр Дмитрий Медведев 4 апреля провел совещание, на котором обсуждался вопрос возмещения бюджету затрат на выплату компенсаций нефтяникам за поставку на внутренний рынок моторного топлива. По данным Минфина, на это требуется 120−190 млрд руб.
Новые соглашения с нефтяными компаниями о стабилизации рынка топлива уже подписаны, сообщил в пятницу журналистам вице-премьер Дмитрий Козак.
По настоянию нефтяных компаний правительство решило снизить уровень целевых цен на бензин в формуле демпфера с 56 тыс. руб./т до 51 тыс. руб./т, по дизельному топливу — с 50 тыс. руб./т до 46 тыс. руб./т, сообщил«Интерфакс». Это уже вторая корректировка демпфирующего механизма за счет снижения целевой цены.
В ноябре минувшего года соглашение о стабилизации топливного рынка подписали правительство, вертикально интегрированные нефтяные компании и независимые участники.
«В тексте соглашения с нефтяниками указано, что с 1 января темпы роста цен на заправках не должны быть выше 1,7% (с учетом повышения ставки НДС), а с 1 февраля — не выше прогноза среднегодовой инфляции», — сообщает агентство.
Между тем, на днях Государственная дума отклонила в первом чтении два законопроекта, которые вводят госрегулирование цен на моторное топливо.
Фракция «Справедливая Россия» предлагала своим законопроектом установить, что рост розничных цен на бензин, дизель, авиационный керосин, бензол и некоторые другие составляющие и производные топлива не могут превышать процент инфляции, который утверждается при принятии ежегодно бюджета Российской Федерации.
«Таким образом мы предлагаем помощь правительству, которое в очередной раз не смогло зафиксировать с нефтяниками прогнозируемый рост цен на топливо», — заявил замглавы фракции Олег Нилов.
Депутат подчеркнул, что задача законопроекта — защитить потребителя. Рост цен на топливо и опосредованно рост цен на всё, начиная от сельскохозяйственной продукции и заканчивая билетами на самолёт и на любой вид транспорта, на любые услуги, товары, так или иначе, зависит от роста инфляции, пояснил он. При этом, по его словам, уже фиксируется рост цен на топливо на уровне 1,7−2%.
«Неужели опять повторится история прошлого года, когда на 9%, даже на 10% был зафиксирован официальный рост цены на топливо?», — негодовал Олег Нилов.
Второй законопроект был внесен депутатами от КПРФ Валерием Рашкиным и Денисом Парфеновым и предусматривал введение с 1 января 2019 года государственного регулирования цен на автомобильный бензин и дизельное топливо, а также торговых надбавок к ценам на них, путем установления их в предельных уровнях.
«Резкое повышение цен на горюче-смазочные материалы на внутреннем рынке в первом квартале прошлого года вызвало недовольство не только населения (оно выходило на площади, оно было в пикетах, отправляло в отставку правительство Российской Федерации, добирались же до фамилии Путина), но и экономика показала резкое снижение, потому что цены на горюче-смазочные материалы, они напрямую входят в себестоимость, транспортировку, влияют на цены товаров, которые на прилавках, и также влияют на бизнес, на все услуги», — заявил Валерий Рашкин.
Против принятия законопроектов выступил профильный комитет Госдумы по экономической политике.
«С экономической точки зрения ограничение розничных цен на автомобильный бензин, дизельное топливо и другие нефтепродукты может привести к снижению рентабельности и закрытию автозаправочных станций», — озвучил его позицию член комитета Виктор Зобнев.
Он также напомнил, что уровень розничных цен на нефтепродукты в разных регионах различается, поэтому ограничение, «вводимое на конечном этапе товаропроводящей цепочки, не затрагивающей производственное и оптовое звено, негативно отразится на позициях в развитии отрасли в целом».
То, что происходит с этим соглашением и вообще с переходом на нынешнюю систему руководства бензиновым и дизельным рынком — это огромная ошибка, которая приводит к негативным последствиям для рынка, заявил «СП» член Комитета по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса ТПП РФ Рустам Танкаев.
— Мы пока не ощущаем их в полной мере благодаря тому, что большая часть рынка сейчас занята государственными компаниями. Компании, которые контролирует государство и которые под давлением вице-премьера Дмитрия Козака ведут абсолютно нерыночную политику. Но это приводит к деградации нефтепереработки в России и, в конечном итоге, должно привести к дефициту топлив и к тому, что мы наблюдали в советское время, когда бензин стоил 20 копеек, но надо было в 6 утра встать, чтобы к обеду получить канистру этого бензина. При этом шла бешеная спекуляция по ценам, в несколько раз выше государственных. Эта ситуация для экономики, конечно, была убийственна.
То, что творится с этим соглашением, с нефтепереработкой в России — это демонстрация полной некомпетентности руководства отраслью, в первую очередь, конечно, со стороны вице-премьера Козака, который очень резко взялся за нерыночные рычаги управления.
Судите сами, у нас выход бензина на переработанную нефть по прошлому году упал на полтора процента. Это очень много. У нас и так выход бензина один из самых низких в мире.
Кроме того, благодаря прошедшей реконструкции нефтеперерабатывающих заводов в стране производится все меньше мазута. За прошлый год падение производства составило 9,5%. При этом производство бензина нисколько не увеличилось, потому что никто не хочет производить бензин.
Можно было бы резко увеличить выход бензинов, но вместо этого увеличивают производство товаров, которые не регулируются государством: растворители, разного рода светлые нефтепродукты как, например, авиакеросин, которые могут быть альтернативой бензину при производстве.
Если 10 лет назад у нас на бензин перерабатывали 99% нефти, которая поступает на НПЗ, то сейчас его перерабатывают 80%. Значительная часть нефти на бензин просто не перерабатывается.
У нас нет импорта, потому что цены зажаты на уровне таком, что в России самые низкие розничные цены на бензин. Причем речь не только о Европе, но и Юго-Восточной Азии, США, о странах, которые близки нам географически.
Раньше у нас был импорт бензина, который служил неким спасательным кругом на случай нехватки бензина. Как известно, из Белоруссии в Центральный федеральный округ поставляли значительные объемы бензина, сейчас его не поставляют вообще. Из Финляндии поставляли бензин в Ленинградскую область и на Северо-Запад России, сейчас этого потока тоже нет.
С конца 2014-го, когда почти в два раза упал курс нашей национальной валюты к евро, цены стали такими, что к нам никто никогда ничего не повезет. На Дальнем Востоке всегда присутствовал бензин, импортируемый из стран Юго-Восточной Азии как, например, Южная Корея, сейчас его близко нет.
Сейчас мы сейчас держимся за счет низкого уровня потребления бензина на душу населения, а он в 3 раза ниже, чем должен был бы быть при нормальной экономике, то есть держимся только за счет своей нищеты. Но то, что сейчас творит правительство России — это на самом деле удушение нашей экономики и работа на снижение жизни населения.
Я не понимаю, как взрослые люди могут не понимать элементарных вещей. Достаточно позвать нормального экономиста, и он объяснит на пальцах, что такое административное регулирование цен в условиях рыночной экономики. Этот уровень первого курса института экономики недоступен людям, которые принимают решения. Я с ужасом на это смотрю.
То, что у нас руководителями высшего уровня назначают людей, которые не имеют ни опыта работы, ни специального образования в этой области — это, к сожалению, система, а не случайность. Я хочу напомнить историю с «Росгеологией», которой долгое время руководил суворовец и полностью развалил геологию в нашей стране, остатки того, что было государственной геологической системой. Сумел перетащить к себе частные геологические компании, которые входили в крупные нефтяные и газовые компании.
В результате в прошлом году впервые за 25 лет у нас не было воспроизводства запасов, то есть мы открыли запасов меньше, чем добыли нефти. Россия работала очень эффективно долгое время, эффективнее, чем в советские времена, но если поставить суворовца руководить геологией, то можно убить геологию. Если поставить военного руководить бензиновым рынком, то можно убить бензиновый рынок. Подобные руководители смертельно опасны для любой экономики. Нефтяники с этим правительством говорят на разных языках.
«СП»: — Нам ждать роста цен и дефицита бензина?
— Нам ждать острой фазы кризиса. В какой-то момент она обязательно наступит. То, что будет острая фаза, показывает опыт. Это уже было и 1996-м, и 2000-м, и 2008-м, сейчас кризис проходил намного мягче, чем было раньше, за счет управления государственными компаниями. Экономику не обманешь.
То, что сейчас творится — это огромная ошибка, которая аукнется всем. Напомню, когда в прошлые разы административное регулирование заводило экономику страны в тупик, то у нас в регионах начинался дефицит бензина и цены подскакивали за один день в 2−2,5 раза. Все это мы уже проходили.
Жаль, что пострадают не те, кто принимает решение. Пострадаем мы с вами.