XXI век автоматически породил новый экономический закон: если в стране нет проблемы мигрантов, то это значит, что она бедная и несчастная.
Когда я смотрю на дворников-таджиков, которые вдоль дорог с рабской покорностью стучат штыковыми лопатами по мартовским глыбам грязного льда, я не могу поверить, что когда-то предки этих людей были личной гвардией Александра Македонского. Может быть, мы в России неправильно используем гастарбайтеров? Может быть, они полны скрытых дарований и надо поставить их на правильную дорогу?
Россия и Запад — как Ахилл и черепаха. Наша страна вечно догоняет, но догнать не может. Самая важная проблема, которая тревожит сейчас Запад, — это мигранты. Америка вовсе решила отгородиться от них стеной, вспомнив древний китайский опыт. По поводу нашествия мигрантов мы испытываем очевидное злорадство и ехидно прохаживаемся на западный счет. Мол, это вам аукнулось эхо хваленой толерантности и политкорректности.
Не надо быть Кассандрой, чтобы предвидеть: проблема миграции в полный рост неизбежно встанет перед Россией. Хотя бы по той причине, что мы сами объявили, что собираемся увеличить наше население на 10 миллионов человек. Из 20 мигрантов, которые приезжают в Россию, 19 — выходцы из Средней Азии. Пока паспорт гражданина РФ в год получает около 250 тысяч человек, а будет значительно больше.
Очень скоро Ахилл наступит на черепаху, и наши остроты по поводу европейских мигрантов вернутся бумерангом. Хотя, надеюсь, до трагедий, как в Крайстчерче, замешанных на религиозном фанатизме, в России по многим причинам не дойдет.
Проблема мигрантов решена только в тех странах, откуда эти мигранты бегут. Надежды на то, что в Россию потянутся повозки переселенцев из Германии, как в эпоху Екатерины II, нет ни малейшей. Поедут к нам мигранты из Средней Азии, которых уже сейчас 95% общей армии гастарбайтеров. Средняя Азия для России — как Ближний Восток для Запада. Вектор миграционных волн говорит о том, что на историческом этапе в два последних столетия Россия с треском проиграла конкуренцию Европе. Это говорит о качестве российской политической элиты, в том числе нынешней.
Надо оговориться, что в XXI веке миграция между странами с родственной культурой, не считается проблемой. Это желательный процесс, который политики поощряют. Лютый враг нелегальных мигрантов Трамп высказался так: «Почему мы принимаем людей из всяких вонючих дыр? Мы должны добиться, чтобы к нам приезжали из таких стран, как Норвегия».
Россия, без сомнения, тоже приветствовала бы мигрантов из Норвегии. Но последний раз викинги приезжали к нам тысячу лет назад. Больше почему-то не хотят, хотя тогда приняли их отменно, ковровую дорожку положили, холили и лелеяли, пока естественным образом их норманнский корень в царских палатах не пресекся.
Вместо викингов к нам едут таджики (800 тысяч), узбеки (1,5 миллиона) и киргизы (700 тысяч). Вместе с семьями — в два с половиной раза больше. Всего в России 11 миллионов мигрантов, из них 2-3 миллиона на нелегальном положении. 95% — из Средней Азии. В 2013—2015 годах, когда экономика стояла крепче, было 13 миллионов.
Надо заметить, что ни один из российских политиков не называет Среднюю Азию «вонючей дырой». Межэтнические конфликты не редкость, но такой остроты, как в Европе они не достигли. Можно вспомнить погром в Бирюлево, столкновения в Карелии, недавние волнения в Якутии. Все конфликты удалось быстро купировать.
XXI век, породив информационный взрыв и решив транспортную проблему, автоматически породил новый экономический закон. Если в стране нет проблемы мигрантов, то эта страна бедная и несчастная. Конечно, бедность и несчастье — понятия относительные. Россия по числу мигрантов — вторая страна в мире после США и первая в Европе. Отчасти наши мигранты — это налог на бывшую империю. Но все же этот человеческий вал может служить предметом для гордости. Особенно в том случае, если сравнивать себя с теми, кто живет хуже.
Парадокс миграционной политики состоит в том, что создавая комфортные условия для мигрантов из другой культурной среды, мы неизбежно, это видно по Европе, подпиливаем под собой стул и сталкиваемся с тем, что приезжие переходят к экспансии, отвоеванию жизненного пространства и навязыванию своей культуры. Но если же мы держим мигрантов в «черном теле», натравливаем на них силовиков, проявляем жестокосердие и административный садизм, то сами теряем человеческий облик и перестаем ощущать себя цивилизованными людьми.
Нигде в мире этот парадокс разрешить не удалось. Падение популярности канцлера Меркель, которая, как с хоругвями, ходила вокруг мигрантов с лозунгами о гуманизме и мультикультурализме — убедительная иллюстрация.
Замечательный математик и крупнейший авторитет по теории турбулентности академик Владимир Захаров (тоже мигрант, поскольку половину трудового времени проводит на Западе) любит использовать физические модели для проверки социальных явлений. Он пришел к неоспоримому, из строгих формул выводу, что олигархи в России заинтересованы в уменьшении населения. Демографическая проблема, о которой сейчас столько говорят, власть имущие толстосумы не считают неприятностью, это, наоборот, желанный для них результат. В сырьевой экономике необходим лишь обслуживающий персонал. Образование, повышение квалификации, создание рабочих мест — совершенно пустое дело. Олигархам выгодно, чтобы наши профессора отвалили на Запад, а на приисках и АЗС рабочие места достались приезжим из Средней Азии.
Россия не может дать таким гастарбайтерам шанса, потому что этого шанса мы не даем самим себе. Утечка умов не ослабевает, остаются эксперты по штыковой лопате. Современным викингам в России дела не найдется, с древних времен мы сильно деградировали. Сегодня русские — те же гастарбайтеры.
Поднять экономику в России можно, если отпустить административные вожжи и дать развиваться малому и среднему бизнесу, что приведет к подъему инноваций, росту конкуренции и производительности труда. Но в этом случае гастарбайтеры низкой квалификации в миллионных количествах окажутся не нужными России. Удивительно, но майские указы мигранты из Средней Азии могут воспринимать как угрозу своим скромным жизненным притязаниям.
Мигранты из Средней Азии кровно заинтересованы в сохранении стабильности и стагнации в России. Мне лично кажется, что наше правительство лишь имитирует активную деятельность. Мигранты должны вернуться к историческим корням и помочь правительству. Дворники могут переквалифицироваться в гвардейцев финансово-экономического блока. А таджики и киргизы с лопатами наперевес вполне могли бы составить личную гвардию министров Силуанова и Орешкина.