Заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Валерий Максименко назвал некорректным сравнение ведомства с советским предшественником — Главным управлением лагерей (ГУЛАГ) НКВД.
«На мой взгляд, никакого наследия ГУЛАГа в нашей системе сегодня нет», — заявил Максименко в интервью «Интерфаксу», подчеркнув, что «те времена давно канули в Лету».
По его словам, если понимать под сутью ГУЛАГа массовое нарушение прав человека, массовые репрессии, неправосудные приговоры, расстрелы, пытки, выбивания показаний, то ГУЛАГ не имеет ничего общего с ФСИН.
— И.о. начальника ИК-14 в Мордовии, где женщин заставляли трудиться как рабов, попал под статью
«Если кто-то из наших сотрудников бьет заключенного, это не наследие ГУЛАГа, это, простите за выражение, мозгов нет у конкретного работника, который работать не хочет, или ему терпения не хватает», — сказал замглавы ФСИН, уточнив, что ведомство борется с подобными случаями и «бескомпромиссно избавляется от таких горе-работников».
Основания для проведения параллелей между ГУЛАГом и ФСИН в последнее время появляются нередко: СМИ регулярно публикуют сообщения о жестоких пытках заключенных в российских тюрьмах. При этом правозащитники не раз отмечали, что «российская тюремная система обречена воспроизводить насилие и смерти осужденных».
Отметим также, что в октябре 2017 года правозащитная организация Amnesty International представила доклад под названием «Этапирование заключенных в России: путь в неизвестность». В нем отмечалось, что в России этапирование заключенных в тюрьмы происходит с нарушением прав и унижением человеческого достоинства, а дополнительно проблема усугубляется историческими и географическими особенностями, унаследованными от советского ГУЛАГа.
«Практика отправки заключенных в ссылку в отдаленные части страны — традиция, которая сложилась за несколько столетий до советского периода и привела к формированию уникальной пенитенциарной культуры в России, совмещающей тюремное заключение и ссылку», — говорилось в докладе. Его авторы также отмечали, что вагоны для перевозки заключенных почти не изменились с советских времен.
В июле 2017 года опрос ВЦИОМ показал, что 43% россиян, слышавших о сталинских репрессиях, оправдывают их. Граждане считают, что эти репрессии были вынужденной мерой, которая позволила Сталину обеспечить порядок в обществе и в стране. А опрос, проведенный осенью прошлого года, показал, что 47% опрошенных в возрасте от 18 до 24 лет никогда не слышали о репрессиях. Из тех 35%, в чьей семье были репрессированные родственники, 14% хорошо знают об их судьбе, 16% знают в общих чертах, 5% — не знают ничего. Каждый пятый опрошенный понятия не имеет, был ли кто-либо репрессирован в его семье.
Одновременно многие политики, чиновники и депутаты стали положительно отзываться об Иосифе Сталине и его методах правления, а в российских городах появляется все больше памятников «отцу всех народов».
<tbody>
</tbody>