Когда государство на каждом шагу доказывает, что ему плевать на своих граждан, никакие пропагандистские приемы уже не срабатывают.
Прославивший Пермь арт-объект «Счастье не за горами» в ночь на 11 октября превратился в «Смерть не за горами». Так себе перформанс — мрачноватый и прямолинейный, на мой вкус. Однако когда в ситуацию вмешались власти, получился настоящий акционизм. Неприятное слово «смерть» чиновники решили завесить баннером «Россия — моя история», но сильный камский ветер все вырывал полотно из рук, никак не давал прикрыть «смерть» «историей». Потом, конечно, натянули — но буквы упорно просвечивали.
Вот так два неизвестных художника — один неформальный, другой, скорее всего, при должности — стали соавторами истинного шедевра. «Смерть» и «российская история» действительно давно ходят парой. Вопрос — удастся ли когда-нибудь эту пару разбить? Пока не получается.
Увидела недавно в новостной ленте два сюжета встык.
Первый — из Германии. Там, чтобы найти тело женщины, пропавшей 25 лет назад, правоохранители решили осушить озеро Титьензее неподалеку от Бремена. Мероприятие непростое и дорогое, но, по логике немецких властей, нельзя же просто взять и закрыть дело за недоказанностью даже спустя четверть века. Каждый человек заслуживает и достойной жизни, и достойной смерти. И наказания тех, по чьей вине смерть наступила преждевременно. В подозреваемых там, кажется, муж пропавшей.
Второй сюжет — российский. Про девушку из Саратова, умершую в 28 лет, потому что жизненно необходимые ей льготные препараты от диабета в городе закончились. Их не было в аптеках почти полгода! Вскоре у семьи не стало денег и на платные лекарства. А саратовское общество диабетиков, если помните, по сигналу одного патриотичного паренька как раз минувшим летом признали «иностранным агентом», подрывающим авторитет государства сомнениями в качестве отечественного инсулина.
После суда общество диабетиков самоликвидировалось. Собранные этим НКО средства, которыми раньше помогали гражданам при перебоях с медикаментами, пошли на судебные штрафы. То есть там помощи девушка тоже получить не смогла. И умерла. Хотя в XXI веке люди с диабетом живут долго и счастливо, если, конечно, им повезло родиться в странах, где забота о человеке — не только предвыборный слоган.
Прокуратура начала проверку по факту смерти. Возбуждено уголовное дело против допустивших дефицит лекарств. Наверное, кого-то из стрелочников снимут с должности или оштрафуют. Но ни юный патриот из «студенческого штаба Путина», который настучал на диабетиков, ни судебный эксперт, усмотревший в работе НКО опасность для России, ни судья, признавшая общество «иноагентом» и назначившая штрафы, ни авторы закона об «иноагентах» наказания не понесут. Может, конечно, кого-то из них совесть замучает, но и на это надежда небольшая.
Вот и пресс-секретарь президента, комментируя смерть в Саратове, просит не обобщать: дескать, «эпизодически такая проблема случается», но «Минздрав дает более обобщенные данные». В переводе на общегражданский — не нагнетайте, не все же повально мрут от дефицита лекарств.
Подумаешь, одной девочкой больше, одной меньше. Страна огромная, народу много. Прикроем красочным баннером «Россия» неприятное слово «смерть» — всего и делов-то.
Боюсь скатиться в пафос, но мне кажется, именно эта разница подходов к конкретной, с именем-отчеством, человеческой жизни — и есть то главное противоречие, которое последние годы буквально раздирает наше общество. Кто важнее — граждане или государство? Мы для него или оно для нас? Готово ли общество вновь стать лишь фундаментом для строительства «великой России», или за долгие века уже немного надоело ложиться костьми ради «светлого будущего», которое все никак не наступит.
Почему тот, кто критикует качество российского инсулина — иноагент, враг, пятая колонна, а тот, кто выпускает отечественный инсулин (дающий тяжелые, вплоть до летальных, осложнения), и тот, кто в Минздраве подписывает разрешение на его использование, и тот, кто запрещает поставки в страну качественных импортных препаратов — молодцы и патриоты?
Кто нанес больший ущерб космической отрасли России — Илон Маск или Дмитрий Рогозин? Еще хорошо, что космонавты после аварии «Союза» остались живы. А если бы погибли, мы бы опять получили комментарии в духе «не надо обобщать, везде бывают трагедии»? Да, бывают везде. Но чаще там, где их не расследуют, а назначают виновными то инопланетян, то американских шпионов. Про экономический ущерб даже говорить неудобно — авария случилась в самый разгар дискуссии о судьбе МКС, способности России доставлять на станцию космонавтов и желании NASA за это платить. И что-то мне подсказывает, «Союзы» больше не принесут стране ни славы, ни денег.
Когда люди выходят на улицы протестовать против коррупции или странноватой, мягко говоря, пенсионной реформы, они же в большинстве своем не режим идут свергать. Они протестуют против конкретных воров, дураков, лжецов, непрофессионалов во власти. Дураки и воры есть и по другую сторону баррикад, но вне власти они все-таки менее опасны для жизни и здоровья граждан.
Совсем прохудился этот ваш патриотический баннер. Все заметнее на нем просвечивают буквы, из которых никак не складывается слово «счастье».
Виктория Волошина