В Сирии по-прежнему много проблем. Когда решается одна, порождаются новые, и этому процессу, кажется, нет конца. При этом каждая из них, так или иначе, связана с другой. Взять Идлиб. Ситуация здесь прекрасно характеризует общее положение вещей. Сразу же становится понятно, на что претендует каждая из сторон конфликта.
Соединенные Штаты дали понять, что в САР они останутся, несмотря на многочисленные разговоры о скором выводе американского контингента. Уходу они предпочли перезапуск операции, и теперь в Идлибе их присутствие с каждым днем нарастает. При этом своих людей дядя Сэм не собирается отправлять на убой. Для этого у него есть много «союзников». Первыми претендентами были турки, и пока они оправдывают ожидания Вашингтона.
За последнюю неделю в контролируемую оппозицией часть северо-западной Сирии Турция отправила с десяток конвоев. Это не просто какие-то грузовики и внедорожники — туда идут танки. Это грозит усилением напряженности, учитывая, что совсем недавно Дамаск фактически уже анонсировал начало операции против оппозиции и террористов. Но с этим пришлось повременить, очевидно, под нажимом Москвы, которая ждала переговоров в Иране.
Переговоры состоялись и, по всей видимости, Эрдоган оказался лучшим дипломатом, раз уж ни Иран, ни Москва не возразили против временной отмены операции сирийских правительственных сил. Казалось, что такой подход, пускай он для РФ и не самый выигрышный, хотя бы немного сбавит градус напряженности, несмотря даже на военную активность Анкары, но снова вмешались Штаты. Их провокация с применением химического оружия вроде бы провалилась, хотя, кто знает, может быть, это дело просто отложено на потом. Но нашлась оперативная замена. Во всяком случае, турки считают именно так.
Популярная турецкая газета Yeni Şafak опубликовала материал, в котором утверждается, что Соединенные Штаты Америки намерены отправить в Идлиб бойцов Рабочей партии Курдистана. Тут нужно дать небольшой комментарий — в турецкой прессе (особенно в проправительственной — авт.)YPG (Отряды народной самообороны) и PKK (Рабочая партия Курдистана — авт.) обычно пишут через дробь или же и вовсе используют эти словосочетания как взаимозаменяемые. В данном случае речь идет о сирийских Отрядах народной самообороны, но авторы пишут исключительно о Рабочей партии Курдистана. В общем, журналисты вышеупомянутого СМИ обладают информацией, что специальный отряд из 250 курдских боевиков под контролем американцев переброшен из Хасаки в северо-восточное Алеппо. Перед ними поставлена цель сражаться с оппозицией, контролирующей определенные районы Идлиба. При этом даже называются конкретные имена. Так, по информации газеты, курирует эту операцию лично специальный представитель Дональда Трампа в коалиции по борьбе с ИГ Бретт Макгерк. А возглавлять упомянутый курдский отряд будет член военного совета Манбиджа (город на северо-востоке провинции Алеппо — авт.) Сервар Дарвиш.
Если это правда, то можно сказать, что США нашли чуть ли не идеальный способ разжечь очередную вражду между РФ и Турцией, а если выпадет джек-пот, то и войну удастся устроить. Дело в том, что тот самый Сервар Дарвиш ранее активно контактировал с людьми из ближайшего окружения Башара Асада. Он налаживал контакты, демонстрировал свою лояльность и даже, говоря от лица военного совета Манбиджа, предлагал Дамаску отправить своих чиновников в город. А когда Сирийская арабская армия начала стягивать силы к Идлибу, то курды пустили слух, что они будто бы готовы помочь Асаду в «борьбе с терроризмом». То есть сложилось впечатление, что если Отряды народной самообороны и будут как-то действовать в проблемной провинции, то исключительно в качестве поддержки Сирийской арабской армии.
Разумеется, такие вести не могут обрадовать Турцию. Это будет похлеще израильской паники в связи с приближением иранских и проиранских сил к Голанским высотам. Для Анкары Отряды народной самообороны и Рабочая партия Курдистана — угроза национальной безопасности. Ликвидируют ее турки максимально жестко и, надо признать, очень успешно. А тут вдруг курды оперативно спелись с Асадом и собираются единым фронтом идти на Идлиб, в который Анкара вложила уйму денег и столько же прочих ресурсов. Неудивительно, что последние две-три недели в Турции всерьез рассматривают возможность полноценной войны с Сирийской арабской армией и прочими проасадовскими силами. О наших военных речь не идет: эта идея непопулярна. Однако тяжело представить, как турки будут воевать с Асадом, не столкнувшись при этом с русскими. В общем, если США все делают так, как это описывают журналисты Yeni Şafak, то нас ждут большие проблемы.
Российский политолог и востоковед Каринэ Геворкян обращает внимание на то, что курды в Сирии сейчас переживают кризис. Они расколоты в связи с действиями все тех же Штатов, проявивших полное безразличие к судьбе своих союзников, когда их уничтожали штурмовавшие Африн турки.
— Внутренние проблемы курдов усугубляются также большими потерями. Их сильно потрепали, и сейчас они ослаблены. Для каких-то больших сражений сейчас не готовы. По поводу же того, будет ли какое-то взаимодействие курдов с сирийской правительственной армией и, следовательно, с нашими военными, сказать ничего толком нельзя. Я уверена, что если такая операция намечается, то следует ждать каких-то заявлений от Генштаба. Если же это действительно будет какая-то провокация, то и об этом Генштаб наверняка скажет. Лично я сильно сомневаюсь, но, конечно, допускаю, что в сирийских условиях любая провокация возможна.
«СП»: — Если все же допустить, что это возможно, то для чего это может быть нужно курдам? Какую выгоду они могут извлечь?
— Я думаю, что никакую.
«СП»: — А как насчет того, что они своими действиями спровоцируют идлибский конфликт, в котором Турция гарантированно увязнет надолго? При таких условиях Анкаре будет не до Манбиджа и, тем более, не до Хасаки.
— Возможно. Этот вопрос требует дополнительного рассмотрения. Для США выгода, конечно, очевидна. Они могут серьезно осложнить жизнь России. После этого будущие успехи Асада окажутся под вопросом. Но с курдами все намного сложнее. Значительная их часть после предательства американцев действительно стремится к союзу с Дамаском, другие продолжают во всем полагаться на Штаты. Подобная провокация может еще сильнее усугубить их раскол. А это очень опасно в их ситуации.
В свою очередь, турецкий эксперт Эндер Имрек полагает, что американцы часто выбирают бойцов из членов Отрядов народной самообороны для создания специальных групп. Это нормальная практика, когда речь идет о плохо организованной армии, например, такой, которую имеет Демократический союз (курдская партия, фактически правящая на севере САР и контролирующая Отряды народной самообороны — авт.). Даже при штурме Ракки было использовано много таких групп, специально обученных и вооруженных. Управлять ими гораздо легче, и в целом это стандартный подход США к подобным формированиям.
По участию курдов в грядущей войне в Идлибе — этого практически невозможно избежать. Курдские отряды имеются не только на северо-востоке провинции Алеппо, но и близ одноименного города. Часть из них сотрудничает с иранскими силами, другие — непосредственно с проасадовскими суннитскими группировками. Надо понимать, что Отряды народной самообороны — это не армия, это некая зонтичная структура с полевыми командирами, зачастую враждующими между собой. В Идлибе эти группы могут действовать порознь, без какой-либо координации. Поэтому провокация возможна. Но это не отменяет той возможности, что на стороне Асада действительно могут воевать союзные ему курды. И то, и другое, скорее всего, обернется большими проблемами для всех, кроме США. Последние такими способами продлевают и обосновывают свое присутствие в САР.