21 августа 2018 года прошли парламентско-общественные слушания на тему: «Совершенствование пенсионного законодательства». Депутаты Государственной Думы совместно с правительственными чиновниками в очередной раз попытались убедить общественность в необходимости повышения пенсионного возраста.
Председатель государственной Думы В.В.Володин высказал мнение, что депутатам и чиновникам “обязательно необходимо до второго чтения выстроить более эффективную работу с научными учреждениями, в первую очередь с Российской академией наук”, для того чтобы выйти “на более эффективное, качественное решение”. Мнение председателя поддержал Г.Г.Онищенко, который предложил сформировать комитет от российской науки, “чтобы она присутствовала в решении этих вопросов, опять же смягчить те острые углы, о которых совершенно справедливо наши коллеги из оппозиционных партий говорили, и в этом плане у науки, то есть обеспечить научное сопровождение как самой реформы, так и её реализации на том этапе, который сегодня есть”. И дело здесь не в науке как таковой и тем более не в пользе для будущих пенсионеров, как могли подумать доверчивые читатели, а в наукообразной подаче этой реформы. Если ее не удалось скормить населению в исходном виде, то пенсионную реформу необходимо приправить научностью, чтобы убедить привередливого пациента, что яд, влитый ему в рот, пойдет на пользу, а не отравит.
К чему и приступила рабочая группа, организованная в тот же день из представителей различных правительственных институтов и организаций, из которых только незначительное меньшинство и то с большой натяжкой представляет интересы трудящихся.
29 августа очнулся и Президент РФ, и, наконец, высказал “свое” мнение. Оно оказалось созвучным с мнением главенствующей буржуазной партии, а значит с мнением крупного капитала, что неудивительно. Цифры из обращения президента нам тоже пригодятся, однако заметим, что в целом путинское смягчение “обрекло” трудящихся на 5 дополнительных лет каторги на капиталистов.
Несмотря, по их же словам, на недостаточную научность, “реформаторы” и “оппозиция” на общественных слушаниях привели немало цифр “за” и “против” повышения пенсионного возраста. Дабы зафиксировать текущий момент истории для потомков, все эти цифры было решено собрать в одной статье и еще раз проанализировать, пока рабочая группа при помощи российской науки стряпает новые данные.
Количество участвующих в слушаниях 21 августа составило более 600 человек. Зал вмещает 450 человек. Депутаты занимали только ⅓ всех мест, остальные были отданы экспертам, представителям институтов гражданского общества, профсоюзов, делового сообщества, регионов. По поводу пенсионной реформы успели высказаться 22 человека. Инициаторы реформы Кудрин и Топилин имели возможность выступить дважды, первый раз с основным докладом, второй раз с заключительным словом, отвечая на заданные им в ходе обсуждения вопросы. Слушания продлились более 4 часов, размещенная на официальном сайте ГД стенограмма выступлений насчитывает более 100 страниц.
В этой части мы подробно остановимся на двух первых докладчиках М.Топилине и А.Кудрине, остальных выступающих и президента будем упоминать лишь вскользь для примера.
В выступлении министра труда Топилина в аргументах снова всплыла пресловутая 1000 рублей. Формулируя русским языком повышение на данную сумму, правительство и депутаты так расставляют слова в предложениях, что люди не понимают, то ли повышение пенсий будет на 1 тысячу каждый месяц, то ли на 1 тысячу ежегодно? Отвечаем, пенсия будет расти на 1000 ежегодно.
Например, Путин в своем обращении высказался о прибавке на 7% в 2019 году, что составит приблизительно 1000 рублей. Естественно прибавка на 1 тыс. рублей в 2020 году составит меньшее количество в процентном соотношении, а в 2021 еще меньшее.
Этой тысячей депутаты размахивают так широко, как-будто сами не знают, что одной тысячей рублей в России поднять уровень жизни пенсионеров невозможно, даже если увеличивать пенсии на 1000 ежегодно. Инфляция и рост цен сожрут подачку с барского стола так или иначе. Свои зарплаты депутаты Государственной Думы и правительства индексируют далеко не на 1000 рублей, что странно, ведь именно прибавка на эту сумму ежегодно, по их мнению, помогает улучшить уровень жизни.
К 2024 году Топилин обозначил предполагаемый средний уровень пенсий только неработающим пенсионерам в 20 тыс. рублей! О работающих реформа на время подзабыла. Товарищи, скажите честно, хотите ли Вы работать еще 5 лет, чтобы ваша средняя пенсия была 20 000 рублей!?
Техтриллионный эффект за 6 лет просто смешон, а обиден он тем, что достигаться будет за счет простых граждан. Слова Топилина о том, что все 3 трлн рублей будут направлены на повышение пенсий должны вызвать у читателей истерический хохот, если буржуазный президент прообещался, то почему свое слово должно сдержать буржуазное правительство?
Забегая вперед скажем, что коэффициент работающих граждан к пенсионерам, приведенный Топилиным в докладе, оказался самым высоким из выступавших от реформаторов — 2 к 1. К концу слушаний коэффициент упадет до 1 к 1. Путин в обращении упомянул коэфициент 1,2 к 1 в 2019 году. Это к слову об игре в статистику. Такое жонглирование цифрами у предыдущих ораторов не остановило, выступавшего восемнадцатым, Вострецова сказать, что реальные цифры и самые точные расчеты имеются только у правительства, поэтому “диванные” эксперты идут стороной.
Начало пенсионной реформы в 2019 году выступающие от власти мотивировали некой чертой, за которую со существующей пенсионной системой заступать нельзя. Что это за черта? Черта, подчеркивающая полную некомпетентность, если не сказать больше, сегодняшней власти и капиталистической системы? Тогда, да. В этом трудящиеся не раз убеждались, но многие плыли по течению за нацлидером и сувереном. Многие в заплыве утонули, но не об этом сейчас речь. Все в тех же выступлениях либералы говорили о стабильности и надежности российской экономики! Тоже самое высказал в своем обращении президент, что 7-10 лет пенсии можно индексировать, как обычно. Раз так, то 7-10 лет должно хватить яйцеголовым министрам донастроить их демократическую систему? Судя по нытью о неминуемом повышении пенсионного возраста, которое поддержал суверен, — нет.
Еще один “аргумент” Топилина — это удачно сложившиеся обстоятельства в ближайше 5-10 лет. Без прикрас они звучат следующим образом: так как в 90-е при либеральных реформах умерло и не родилось несколько миллионов человек (тоже самое было в 2000-х, тоже самое происходит и сегодня), то теперь те, кто выжил, должны работать на 5 лет дольше. Попробуем еще проще сформулировать: те, кто грабил страну и народ, от чего последний в большем количестве раньше времени уходил в мир иной, заставляют сегодня выживших потуже затянуть пояса и поработать подольше.
Довод Топилина о том, что мужчины стали жить в 2018 году на 8 лет дольше, чем в 2000 году (59 лет) интересен тем, что подтасован. Взят для сравнения самый низкий показатель за 60 лет. Например, в 1987 году продолжительность жизни мужчин в РСФСР в среднем составляла 64,9 года, а в 2018 в РФ — 67 лет. Разница в 3 года. К 2035 году Топилин пообещал, что продолжительность жизни у мужчин увеличится на 17-18 лет (к 2000 году, наверное), но оговорился, если будут выполнены предложенные Путиным национальные проекты. Гарантий ноль!
Еще один излюбленный аргумент реформаторов, который неоднократно звучал на слушаниях, — это пример Запада. Мол, Россия последняя из стран с развитой пенсионной системой, которая не подняла пенсионный возраст. Так может гордиться этим надо и беречь как зеницу ока такое социальное достижение? Нет, деньги очень нужны, естественно, пенсионерам.
И еще один довод, который красной линией протянулся через все либеральные доклады и который не смог не отметить Топилин, это невозможность и нецелесообразность получить средства в бюджет из других источников. Ну, нет их в самой богатой ресурсами стране мира, пока вставали с колен, все из карманов просыпали. Наверное, поэтому в самой “богатой” стране так любят бережливость, что, когда у наемного работника суммарных годовой доход от заработной платы переваливает за 1 021 000 рублей, человек начинает платить в ПФР не 22%, а 10%. Эдакий налоговый регресс.
Олег Шеин в своем выступлении отметил подобную тенденцию, что в России ведется целенаправленная политика Правительства Российской Федерации по сокращению бюджета Российской Федерации. Если в 2011 году доля налоговой нагрузки на экономику была 37% ВВП, сейчас 32% и по прогнозу социально-экономического развития предполагается снижение до 28%.
Следующим за министром труда с основным докладом выступал Алексей Кудрин — председатель Счетной палаты. Единственный из выступавших, который захватил с собой на трибуну таблицы и графики.
Кудрин назвал существующую пенсию в России (33% от средней заработной платы по стране) “абсолютно недостойной нормальной жизни” и предложил за счет реформы увеличить ее на 10% к 2024 году и на 25% к 2035 году. Т.е., по мнению Кудрина, правительства и, как мы узнали, президента “абсолютно недостойной нормальной жизни” пенсия, увеличенная за 16 лет на 25%, считается достойной. Так вот ради какой высокой цели трудящиеся должны работать еще по 5 лет к ряду. Но и это не гарантировано, если только ВВП будет расти на 1,7% в год, а если нет, то нет. А если будет расти на 3,5% в год, то огого, пенсии увеличатся, барабанная дробь, на 33,3%!
Коэффициент замещения в соответствие со стандартами Международной организации труда (МОТ) составляет 40%. Вот за этим стандартом и стремится наше правительство, причем стремиться, сидя на горбу пенсионеров. А если трудящиеся будут сами добровольно копить себе на пенсию, то в перспективе она может достигать и 60-70% от заработной платы. А если своровать миллиард долларов из бюджета страны, то пенсия превзойдет все ожидания! Правда такой способ копить на пенсию Кудрин в своем выступлении не советовал. Однако Жириновский отметил, что в 2017 году из-за финансовых нарушений бюджет не досчитался 2 трлн рублей! Счетная палата насчитала 1,9 трлн.
В своем докладе Кудрин ввел в оборот еще один аргумент — это огромный трансферт из федерального бюджета в пенсионный фонд, который сжирает средства на медицину и образование (но об этом ниже). Первый крупный трансферт правительством был сделан после кризиса 2008 года и понеслось. За 10 лет с 2008 года до 2017 года трансферт на пенсионную систему составил 11 триллионов рублей. Получается где-то по 1 триллиону в год. Очень интересно посмотреть на сумму бюджетных средств потерянных из-за финансовых нарушений (махинаций) за тот же период. Но кто вернет растраченные деньги в бюджет, неужели те люди, кто их оттуда воровал?
Кудрин очень удивился тому факту, что в России в первые годы после выхода на пенсию работает 65% пенсионеров, “такого нет ни в одной стране мира”. Хочется ответить Кудрину, чего удивляться раз в начале своего выступления председатель Счетной палаты назвал российские пенсии “абсолютно недостойными нормальной жизни”, вот и хотят пенсионеры пожить нормальной жизнью, потому и работают после выхода на пенсию. Но таким работящим правительство давно пенсию не индексирует, зачем, и так сойдет.
В общем и целом Кудрин пообещал выкинуть на рынок труда в 2019 году не 2 млн. несостоявшихся пенсионеров, а всего 160 тыс. человек. Остальные и так работают и пр. А по “счастливому” стечению обстоятельств в 2019 году количество трудоспособного населения сократится на 0,5 млн человек, то все несостоявшиеся пенсионеры будут счастливы и предположительно найдут себе работу. А как иначе? Президент в обращении уже пообещал наказывать работодателей за пенсионную дискриминацию и административно, и уголовно, а еще мешок пряников (экономических стимулов) обещал предпринимателям за пенсионную лояльность. Сдается мне, что мешок пряников работодатель получит точно, а вот уголовный срок, навряд ли. Кто кого сажать будет? Олигарх олигарха? Разве что за решетку угодит наемный директор, а то и начальник отдела.
Закончил Кудрин на том, что уповать на резервные фонды пенсионерам не стоит. В 2008 и в 2009-м годах ½ всего Резервного фонда была потрачена на спасение и удержание бюджетной системы, включая и Пенсионный фонд. За последние годы потрачена еще ½ Резервного фонда, т.о. Резервного фонда сегодня нет. Запасов Фонда национального благосостояния хватит лишь на 1 кризис, для него родимого и берегут добро: банкам подкинуть, им нужнее.
И вообще, по мнению Кудрина реформу необходимо было начинать 10 лет назад.
Продолжение следует…
Кирилл Поляков
ИСТОЧНИКИ:
1. Стенограмма парламентско-общественных слушаний «Совершенствование пенсионного законодательства» 21 августа 2018 г.
2. Обращение Президента к гражданам России 29 августа 2018 г.