Воровать на производстве в СССР учили с детства | СВЕЖИЕ НОВОСТИ

Воровать на производстве в СССР учили с детства

Воровать на производстве в СССР учили с детства

Типовая карикатура из журнала «Крокодил».

«Ты здесь хозяин а не гость тащи с работы каждый гвоздь». Ходила в советское время в народе такая поговорка. Характеризовала отношение трудящихся к государственной собственности. «Если у нас государство народное, то есть наше, – рассуждал советский трудящийся, – а предприятие, на котором я работаю, государственное, то, фактически, всё на нём моё. Значит чего хочу, то домой и заберу». И не то чтобы в СССР люди были ментально с рождения какими-то ворами-рецидивистами. Просто советскому человеку в повседневной жизни было нужно очень много того, чего в советских магазинах он купить не мог. И дело даже не в мясе или вообще продуктах. Это-то самой собой. Но даже банальных стройматериалов купить было невозможно. А тут, на заводе или на стройке, куда ни кинь взгляд – просто залежи полезных штуковин. Ну как не удержаться? Несуны – так официально и слегка стыдливо называли эту категорию граждан официально. Но явление это было столь обширным, что «несуном» в своей жизни хоть раз бывал каждый советский человек. Даже какая-нибудь секретарша, а и та, тащила с работы домой копирку или там скрепки. Мелочь? А в масштабах всей страны? Когда же советский человек приобретал этот полезный в его повседневной советской жизни навык – тащить с работы всё, что плохо лежит? Оказывается, советских людей приучали к этому с детства. И не какие-то там частные прогульщики дяди Миши во дворе. Нет, процесс обучения воровать на производстве был поставлен на серьёзный государственный уровень и этому искусству обучали детей прямо в кинозалах во время демонстрации детских фильмов. Не верите? Ну тогда прошу проследовать в кинолекторий под кат.

Сегодня мы будем обозревать советский детский кинофильм 1972 года «Пятая четверть» режиссёра Григория Аронова, снятого по сценарию Михаила Кураева. Вернее только фрагмент по интересующей нас теме. Но сперва пара слов о сюжете фильма, чтобы было понятнее происходящее.

По сюжету, ленинградский школьник Антон на летние каникулы отправляется к брату на стройку в далёкий Усть-Илимск. По ходу дела, проезжая через Братск, он знакомится с директором Братской ГЭС Иваном Васильевич Кондриковым. Но об этом чуть позже. Так же по пути из Братска в строящийся Усльт-Ильимс, Антон знакомится с неким Гошкой. Причём встреча происходит при драматических обстоятельствах – Гошку конвоирует милиционер. Как выясняется, Гошка срезал электропроводку и разные детали в только что отремонтированном вагоне. Позднее Антон и Гошка становятся друзьями и Гошка делится с новым другой тайной – в тайге у него оборудована строительная площадка, на которой он строит вертолёт. Естественно Антон загорается помогать Гошке строить вертолёт, чтобы потом полетать над Ангарой.

До этого момента сюжет мог развиваться в любой стране мира. В любой стране мира два мальчишки могли загореться желанием построить свой вертолёт. Однако только в СССР на этом пути могли возникнуть специфический трудности. Правильно – инструменты и материалы. Собственно, и Гокша-то подружился с Антоном не совсем искренне. Просо у Антона брат – бригадир на стройке и Гошка прикинул, что через такие родственные связи можно получить много полезных ништяков со стройки.

Сам вертолёт пока получается не очень. Его каркас ребята делают из каких-то тонких реечек. В общем, конструкция крайне ненадёжная. И тут Антону подфартило – он случайно встречается со своим знакомым директором Иваном Васильевичем и тот берёт его с собой в инспекционную поездку на одну из строек новой платины – будущей усть-илимской ГЭС. И вот что происходит в ходе этой поездки. Смотрим.

Кому по каким-либо причинам влом смотреть этот короткий (всего 2 минуты 25 секунд) фрагмент, кратко изложу, что там происходит.

Антон обозревает стройку века. Конечно – любому пацану было бы интересно попасть на такую стройку. Но у Антона есть и корыть. Он высматривает – нельзя ли чего-нибудь скоммуниздить (так в советское время называли это самое). И вдруг глаза его разгораются – он видит алюминиевый уголок и мчится к залежам. Его останавливает рабочий и интересуется – чего, собственно, малому надо. Антон сходу начинает врать (примерный пионер), что этот уголок нужен директору Кондрикову. Рабочий сразу сникает, понимая, что коса нашла на камень и начинает вяло бубнить что-то типа: «да у нас его всего три тонны». «Да нет, – успокаивает его Атон – это для ленинградского друга директора, ему надо всего несколько планок». Рабочий расплывается в улыбке – он сразу понимает что к чему. Да и мы понимаем, что по мелочёвки и сам рабочий, и его друзья этот страшно дефицитный в СССР алюминиевый уголок растаскивают себе домой. В общем. Антон получает то, что ему надо, а директор ещё и подвозит его на свой служебной «Волге», да ещё на прощание цокает языком – вот, мол, молодец парень, с размахов работает.

Тут прекрасно буквально всё. Прямо мини-хрестоматия советской жизни. Во-первых, конечно, сам факт воровства со стройки дефицитного уголка не только не вызывает ни у кого сомнения в правильности такого поступка, а, напротив, подаётся как совершенно верный и моральной чистый. При том, что фильм-то – детский. Во-вторых, то, что пионер легко и свободно врёт рабочему, который взял его за задницу. А что? Все пионеры так себя вели. Жизненная сцена. В-третьих, детям с младых ногтей преподают урок – в СССР надо меть блат и связи. Вот Антон – у него ого-го какие связи! Целый директор, от имени которого можно расхищать социалистическую собственность. Наконец, сам директор – не только не начинает выяснять, откуда у пацана уголок, кто его ему дал и т.д., а, напротив, умильно улыбается – вот какой сноровистый паренёк растёт. И зрители понимают – для «своих» любой советский директор что хочешь разрешит вынести с предприятия.

В этом коротком эпизоде весь Совок со всей его сложной системой межличностных отношений – как на ладони. А фильм снят, повторю, для детей. Что логично – в советской стране советский ребёнок должен изучать не только лабуду про строительства коммунизма, которую ему заворачивают на скучных пионерских сборах, но и реальную жизнь на зубок пробовать. Хороший фильм. Я его в детстве несколько раз смотрел. И тоже очень хотел строить вертолёт. Но не было у меня знакомого директора Ивана Васильевича, пользуясь дружбой с которым можно было беспрепятственно выносить через проходную всякие дефицитные материалы.

А резюмировала тему, которую открыл фильм «Пятая четверть», почти через двадцать лет героиня советского фильма «Ребро Адама» (1990), которая сформулировала ту же мысль несколько более прямолинейно – «коммунизм – это когда у каждого советского человека есть знакомый мясник». В самом деле, в контексте советской жизни блат и знакомства позволяли устраивать для себя такой локальный коммунизм, когда «Ты здесь хозяин а не гость тащи с работы каждый гвоздь». И главное – бесплатно.

На сегодня у меня всё.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*