Селфи с Путиным — это еще не дружба с Россией | СВЕЖИЕ НОВОСТИ

Селфи с Путиным — это еще не дружба с Россией

Вена рассчитывает наладить активный диалог с Москвой, благодаря которому отношения между ЕС и Россией улучшатся. Об этом на итоговой пресс-конференции после переговоров с президентом России Владимиром Путиным заявил канцлер Австрии Себастьян Курц.

«Как супердержава Россия не только играет большую роль в горячих точках, в Сирии, на востоке Украины и в других, но она несет значительную ответственность», — заявил он. «И мы надеемся и ожидаем, что Россия внесет вклад в то, чтобы люди там могли жить так, как им хотелось бы, а именно в мире».

Кроме того, по его словам, Австрия рассчитывает на прогресс в деле реализации минских соглашений и постепенное снятие санкций против Москвы.

«Особенно мы надеемся на то, что будет прогресс [в вопросе урегулирования ситуации] на востоке Украины, чтобы здесь соответственно при постепенном выполнении минских соглашений шаг за шагом отменить санкции. Это сценарий, которого мы хотим для нашего континента», — подчеркнул он.

«Мы твердо убеждены в том, что на нашем континенте можно развиваться только вместе друг с другом, но не против друг друга», — заявил Курц, добавив, что поддержание диалога пойдет на пользу обеим сторонам.

При этом канцлер отметил, что Австрия, несмотря на это, держит курс на сохранение рестриктивных мер против Москвы: «С 1 июля мы будем председательствовать в ЕС и активно принимать участие в позиции Евросоюза, будем поддерживать решения ЕС, само собой разумеется, и санкций».

Напомним, ранее Курц выступал за снятие с России ограничительных мер. Еще в 2016-м году, будучи министром иностранных дел, он заявлял, что для Евросоюза пришло время найти точки соприкосновения с Россией, и призывал ЕС двигаться в направлении поэтапного снятия санкций.

На этом фоне стоит напомнить, что гораздо более конструктивную позицию по этому вопросу занимает новое правительство Италии. Премьер-министр Джузеппе Конте, выступая 5 июня в верхней палате парламента страны, заявил, что его кабмин намерен выступить за пересмотр системы санкций против России.

— Австрия никогда не была другом России, и сомневаюсь, что таковым она в ближайшие десятилетия станет, — подчеркивает старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.

— Просто на фоне резкого обострения отношений с другими европейскими странами сам факт того, что австрийские руководители постоянно бывают в Москве и приглашают Владимира Путина в Вену, кажется дружбой…

Вопрос о санкциях канцлер Себастьян Курц неоднократно поднимал, но видимо, он понимает, что достаточной поддержкой их отмены он сегодня не обладает. Австрия хочет ослабить ограничительные меры, но обострять с кем-либо отношения ради России не будет точно. В данном случае Германия и даже Польша для неё важнее, чем мы.

«СП»: — Курц заявил, что ждет прогресса по украинской проблеме, в частности ситуации на юго-востоке страны. То есть он ждет, что Москва признает свое участие в войне и выведет войска или что?

— Курц повторял дежурные формулировки, свойственные европейским политикам… Среди них действительно есть мнение, что в русскоязычном мире всё устроено «вертикально», и все решения принимают в Кремле. Там в массе своей искренне не верят, что народ Донбасса может предпочитать союз с Россией ассоциации с Евросоюзом… Да, Европа хочет, чтобы Россия ушла из Украины так же, как ушла из Прибалтики и из Грузии. В то же время там есть понимание, что Украина — не Грузия, и не Латвия, и полностью Россия не уйдёт. Потому там делают всё, чтобы влияние России на Украину ослабло в максимально возможной степени.

«СП»: — При этом Курц назвал Россию «сверхдержавой» и выразил надежду на то, что она несет вклад в установление мира в Сирии и Украине. Но ведь Россия не может сделать это одна, без Запада, в том числе, без Европы. Курц этого не понимает?

— Австрия — страна, из которой вышло очень много сотрудников Еврокомиссии и других европейских структур. В известной степени австрийцы постоянно стараются говорить от имени ЕС — в том числе и по Сирии. Да, Австрия, как и вся Европа, хочет, чтобы мы отказались от поддержки Асада, а то и вовсе ушли с Ближнего Востока. А ещё австрийцы хотят, чтобы к ним, как в 2015 году, массово не приходили беженцы. Только вот уход Асада может вызывать новую волну мигрантов… Но есть догма: демократия лучше диктатуры, и отступать от неё европейцы (в том числе и австрийцы) не хотят.

«СП»: — Почему Италия не боится открыто выступить против санкций, а Австрия нет?

— До сих пор не только Австрия, но и Италия продлевала санкции, хотя и выступала против них. Италия — страна куда больше, чем Австрия, зато Австрия существенно богаче. Поэтому с точки зрения перспектив интересны они обе… Если же брать отношение к России — среди австрийцев оно в целом хуже, чем среди итальянцев. Нас считают виновными в развале Австрийской империи, и этот комплекс у австрийской элиты до сих пор жив. Они готовы выстраивать с нами прагматичные отношения, но комплекс от этого никуда не делся… Но на фоне других европейских стран и подход Австрии кажется достаточно дружественным. Те же Нидерланды или Швеция настроены к нам куда более критично.

«СП»: — Можно ли доверять Австрии на фоне этих заявлений? Насколько вообще разговоры о готовности снять санкции являются мерилом перспективности партнерства с той или иной страной?

— Австрия, будучи страной, из которой, повторюсь, вышла значительная часть сотрудников общеевропейских структур, является удачным председателем Евросоюза. Потому что она будет стараться проводить сбалансированную линию, а не продавливать любой ценой свои интересы. На уровне кабинетов австрийские политики будут стараться сделать всё, чтобы ограничительные меры в адрес России ослабить. Они и так это уже делают. Однако не всё здесь зависит от них. Можно предположить, что санкции пока сохранятся. Может быть, дело в ближайшее время дойдёт до снятия одного из трёх пакетов, но и этот сценарий кажется оптимистичным. Большинство стран ЕС отменять ограничения не готовы, и поделать с этим Австрия даже вместе с Италией ничего не смогут.

— Все очень просто: австрийский канцлер живет по путинскому принципу: «мухи — отдельно, котлеты — отдельно», — уверен профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор политических наук, член Научного совета при Совете безопасности РФ Андрей Манойло.

— Селфи с Путиным в инстаграм — это одно, а надрываться ради снятия с России санкций — совсем другое. Чистая прагматика, ничего личного. И кто сказал, что Курц хочет стать нашим другом? Задайте ему этот вопрос — и, ручаюсь, его ответ вас удивит.

За последние пару лет мы все время ищем новых друзей. То мы по уши задружились с Ципрасом, премьером маленькой Греции: союз с этой страной подавался как новая Антанта. Конечно, «в Греции все есть», именно эта страна позволит нам вырваться из изоляции. Но «любовь-морковь» продолжалась недолго: Ципрас лихо на этом срубил несколько беспроцентных займов и исчез из российской политики как карточный шулер из поезда дальнего следования. Кто теперь вспоминает о стратегическом союзе с Грецией? Теперь такой же сценарий разыгрывается с Австрией и с ее молодым канцлером. А еще есть Центрально-африканская республика с новым президентом, и с которой у нас тоже развивается бурный «роман». При этом даже то, что предыдущий президент ЦАР был людоедом, нас ничему не учит. Нам бы надо поменьше влюбляться, а то так кредитов на всех не хватит.

«СП»: — Что Курц подразумевает под «прогрессом» по украинской проблеме? Что Россия сдаст свои позиции?

— Курц явно дает понять, что его политическая позиция всегда будет на стороне большинства. Он присоединится к любому решению по Украине, если за это решение выступят Германия, Франция и др. В этом плане он, как флюгер будет ловить попутный ветер. Мы зря ждем от него нонкомформизма.

«СП»: — При этом Курц называет Россию «сверхдержавой», без которой не решаются никакие глобальные мировые проблемы. Это такая лесть?

— Это — не более чем общие слова. Дань вежливости и «плата» за селфи с Путиным, великим и ужасным. «Ап! И тигры у ног моих сели…»

Кстати, в этом плане он ведет себя примерно также, как Макрон: Россия — сверхдержава, но как только вопрос о санкциях — нет, мы не готовы на это пойтить, сейчас точно не можем — «время еще не пришло».

«СП»: — В тот же день новый премьер Италии заявил, что его правительство будет выступать против санкций. Италия более последовательна?

— Да, Италия более последовательна — она внесла пункт о санкциях в собственную политическую повестку и теперь последовательно будет добиваться их смягчения или отмены.

«СП»: — Можно ли доверять Австрии на фоне этих заявлений? Насколько вообще разговоры о готовности снять санкции являются мерилом перспективности партнерства с той или иной страной?

— Санкции, как и любые разговоры об их чудесном снятии, — тема исключительно спекулятивная. И как только какой-нибудь свежеизбранный политик заводит речь о снятии санкций против России — жди подвоха. Обещать — не значит жениться, а мы в последнее время верим любым обещаниям, без разбора. Забывая одно железное правило: в друзьях, так же, как и в финансах надо быть особенно разборчивым. Австрия нам — друг, но давайте строить с ней отношения не на влюбленности, а на сухих нормах двусторонних договоров и соглашений. То есть — без фанатизма.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*