«Что-то идет не так» у всех. И всегда. Были проблемы у Маска. Были страшные космические аварии с человеческими жертвами в США. До сих пор непонятно, запускали китайцы человека в конце 70-х — или все тогда закончилось аварией на генеральной репетиции? Но есть некоторые отличия.
Во-первых (и в-главных) — системный характер аварий. Во-вторых, вот эта история с освящением. Опять же — все, всегда и у всех было. И Базз Олдрин провел на Луне краткое богослужение как старейшина пресвитерианской церкви (а вот Армстронг, будучи атеистом, участвовать в этом не стал). Но это было частной инициативой Олдрина. Но в РФ это — отнюдь не частная инициатива! Когда же все это началось? А началось, оказывается, в конце 90-х, на волне «возрождения». Когда казалось, что президент демократического многоконфессионального (с огромной, если не подавляющей долей неверующих) государства, ранее служивший большим чином в партии, частью идеологии которой был официально провозглашенный атеизм (в действительности это никакой не атеизм, но это — иная история), обязан по важнейшим праздникам стоять со свечкой в храме. А ТВ обязано это транслировать.
Итак, религиозный обряд над техникой был приравнен уже почти 10 лет назад к испытанию оной техники. И никто тогда не сказал: что делается-то? Точнее, говорили — только эти голоса услышаны не были.
Нельзя обращать общество в прошлое, вести битвы за прошлое — и развивать технику. Не получится это. Нельзя говорить: «да, мы когда-нибудь построим базы на Луне… когда-нибудь сделаем свой многоразовый корабль», — и выкидывать гигантские средства на галимую показуху — на несколько недель гоняния пузыря, надутого воздухом, например. На олимпиады (какое там место на продолжающихся играх в Сочи — шестое уже?). На пропаганду. На «имидж и влияние в мире».
Да, теперь «руке Кремля» приписывают то, что было, и то, чего, возможно, и не было. Как там, «наверху» — довольны? «Нас боятся и уважают»? А истина-то проста. Дворового гопника боятся. Но никто его не уважает, а по возможности сдают ментам или радуются тому, что его сдали ментам.
Так и тут. Россию уважали бы, если была бы не показуха, а реальные успехи (даже с многочисленными «что-то пошло не так на начальных этапах»). Если бы не было агрессии. Если бы не было мракобесия. Если бы уважались права человека. Если бы… Но достучаться до сознаний, травмированных холодной войной и службой понятно где, невозможно.
Так что прогноз по развитию российской космонавтики неутешительный.