Депутат Госдумы Николай Арефьев: Бюджет на 2018 год и плановый период сформирован грабительским способом
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев — обэкономической ситуации в стране.
В Государственной Думе начали рассматривать проект федерального бюджета на 2018 год и последующие годы. До какой степени скатилась Россия в экономическую яму, говорят следующие цифры. В США военный бюджет утвержден почти в 700 млрд долларов. Доходная часть федерального бюджета России составляет 254 млрд долларов, то есть почти в три раза меньше военного бюджета США и в 16 раз меньше всего бюджета Америки.
Расход бюджета на душу населения в США составляет 739 604 рублей, в России 103 539 рублей в год — в 7 раз меньше!
В то же время в России накоплено 30,3 трлн рублей, вместе с доходами бюджета сумма составляет 45,5 трлн рублей. Если взять из накоплений хотя бы половину, можно решить все проблемы страны. (В 2015 году – взяли, но отдали олигархам). Однако из накоплений правительство берет чуть больше триллиона рублей, зато собирается увеличивать государственный долг на 3 триллиона рублей.
Основные характеристики проекта бюджета на 2018 год следующие:
— ВВП растет в 2017 году на 2,1%, в следующем году на столько же, а в 19-20-м на 2,2% и 2,3% соответственно. Инфляция в 2017 году — 3,8%, в последующие – 4%.
— Доходы в 2018 году -15,2 трлн руб. или 15,7% к ВВП. Рост к 2017 году на 537 млрд рублей, в последующие годы также намечается рост;
— Доходы за 4 года вырастут с 14,7 трлн рублей в 2017 году до 16,3 в 2020 году. Но в процентах к ВВП снизятся с 15,5 в 2017 году до 14,8% в 2020 г.
— Расходы в 2018 году — 16,5 трлн руб. или 17% к ВВП, рост к 2017 году на 220 млрд рублей, что меньше прироста доходов, но в последующие годы ниже уровня 2017 года. Расходы за 4 года вырастут с 16,6 трлн в 2017 году до 17,2 — в 2020 г. Но в процентах к ВВП снизятся с 18% в 2017 году до 15,6% в 2020 г
— Дефицит в 2018 году — 1,3 трлн руб. Дефицит бюджета будет сокращаться с 1,92 трлн руб. в 2017 году до 0,8 трлн руб. в 2020 году.
В бюджет заложено падение цен на нефть почти на 20% от текущих уровней (до 41-42 долл.) и одновременное ускорение экономического роста до темпов выше 2% с ростом инвестиций на 6% в год. Это нереалистичные параметры из-за слабого потребительского спроса, который в свою очередь и даёт инвестиционную активность.
Таким образом, бюджет на 2018 г. и плановый период сформирован грабительским способом за счёт удушения хозяйственной активности субъектов экономики.
В проекте бюджета на 2018-20 гг. рост доходов обеспечивается в основном за счет увеличения налогового давления и роста сборов с населения и бизнеса.
Для латания дыры в федеральной казне Минфин РФ намерен собрать дополнительные 912 млрд руб. за три года. Это позволяет сократить дефицит бюджета более чем вдвое: в 2017 г. он составляет 1,9 трлн руб., или 11,5% от расходов, а к 2020-му уменьшится до 0,9 трлн руб., или 5,2% от расходов.
Первой из утвержденных мер станет повышение цен на бензин: ставки акцизов на автомобильное топливо вырастут на 50 коп. за литр с 1 января и еще на столько же с 1 июля. Это почти втрое больше, чем предусмотрено Налоговым кодексом.
Следующий шаг — с июля 2018-го — фактическая отмена беспошлинного ввоза товаров, купленных в иностранных интернет-магазинах. Сейчас без уплаты сбора можно покупать на тысячу евро в месяц, новый же лимит составит всего 20 долларов. И даже этот порог предлагает отменить общественная организация АКИТ (союз правообладателей).
Плату за использование лесов решено повысить в 2,17 раза в 2018 году, в 2,38 раза в 2019 г., в 2,62 раза в 2020 г. (за единицу объема древесины); плату за использование водоемов для генерации электроэнергии — в 1,25 раза, а за использование акватории поверхностных водных объектов или их частей — в 10 раз.
Ставка утилизационного сбора на автомобили вырастет на 15%, одновременно вводится аналогичный сбор для оборудования в тяжелом машиностроении — 7%.
В морских портах с 2019 г. вводится инвестиционный сбор, который увеличит плату портовым операторам на 25%. Операторам связи плату за использование радиочастотного спектра решено поднять на 25%. Кроме того, вводятся таможенные пошлины на станки и оборудование, которое ранее не облагалось налогом.
Ставку водного налога решено поднять в 1,75 раза в следующем году, в 2,01 раза в 2019 г. и в 2,31 раза в 2020-м.
Совокупный эффект от закручивания налоговых гаек составит 146,4 млрд. руб. в следующем году, 203,5 млрд. руб. в 2019-м и 563,3 млрд. в 2020-м.
Ключевые налоговые ставки (на прибыль, НДС, страховые взносы) решено не менять, однако сборы с несырьевого сектора экономики должны увеличиться с 8,9 до 11,9 трлн руб.
Расширение доходной базы бюджета будет обеспечиваться за счет улучшения собираемости и качества администрирования налогов. Этот процесс уже идёт в экономике. C начала 2017 г. ФНС собрала в бюджет на 32% больше средств. Сборы по налогу на прибыль выросли на 17% (до 2,3 трлн рублей к сентябрю), по НДС — на 15% (до 1,9 трлн рублей). Почти треть этого роста — результат доначисления бизнесу налоговых платежей по результатам проверок. Их объем составил 131 млрд рублей с начала года, а «эффективность» выросла в 1,4 раза .
Ситуация парадоксальная: прибыль в экономике упала с начала года на 6,8%, а сборы по налогу на прибыль растут — власти пытаются залатать дыры в бюджете за счет бизнеса, в первую очередь из ненефтегазового сектора. Растущее налоговое и регуляторное давление в условиях дефицита ликвидности и полноценного банковского кризиса — все это способствует падению прибыли в российской экономике.
Группы влияния стремятся восполнить потери от сокращающихся бюджетных потоков за счет увеличения своего контроля над государственными и негосударственными бизнесами, за счет повышения ренты.
Все эти меры обеспечат высокий рост инфляции, так как закладывются в цену и себестоимость продукции. Таким образом, роста экономики за счет увеличения физических объемов производства, импортозамещения не предусматривается.