США не отменят санкции к России. Похоже, пора привыкнуть к этой мысли. А вот добавить новых запретов могут. Это видно на примере Кубы, живущей под «звездно-полосатой» блокадой с 1960 года. Каких санкционных сюрпризов ждать России от США — в материале «Газеты.Ru».
США начали проводить политику санкций в отношении Кубы сразу после смены власти, когда новое революционное правительство экспроприировало собственность американских граждан и корпораций. Это было еще в 1959 году. А в 1960-м США обрушили на Кубу град санкций. Санкционный механизм детально исследовал Всероссийский институт внешней торговли (ВАВТ) Минэкономразвития. Доклад имеется в распоряжении «Газеты.Ru», которая ранее рассмотрела, как США ужесточали санкционный режим против Ирана и Китая.
В июле 1960 года США приняли закон о сокращении импорта кубинского сахара. Тростниковый сахар был основой экспорта страны. Но эта мера не возымела действия. В первые годы после революции в госсобственность перешло большинство промышленных и сельхозпредприятий страны. По рекомендации советских специалистов, на Кубе было введено централизованное планирование. В итоге в частном секторе осталось всего 25% АПК, 7% транспорта, 1% средств связи и менее 1% рыболовного флота.
Закон о торговле с врагом
Неудивительно, что санкции США против Кубы, посягнувшей на святое — собственность американских компаний и частных инвесторов, — нарастали из года в год. В августе 1960 года США приняли поправку к закону «Об иностранной помощи», в соответствии с которой любое государство, которое окажет Кубе экономическую помощь или продаст ей оружие, будет лишено американской поддержки.
В октябре 1960 года США ввели частичное эмбарго на торговлю с Кубой, запретив экспорт в страну всех товаров, кроме продовольствия и медицинских препаратов.
А с февраля 1962 года президент США Джон Кеннеди официально установил полную блокаду Кубы, увязав ранее принятые резолюции по Кубе с Законом о торговле с врагом (Trading with the Enemy Act).
В октябре 1962 года корабли военно-морского флота США на несколько месяцев установили военно-морскую блокаду Кубы. А экономическая блокада Кубы включала в себя запрет импорта всех товаров кубинского происхождения, а также всех товаров, импортированных из Кубы или через Кубу. Попал под блокаду экспорт на Кубу товаров, произведенных в США, и даже торговля между кубинскими компаниями и американскими филиалами в третьих странах.
Американцам запретили путешествия на Кубу, использование доллара США в финансовых операциях Кубы с третьими странами.
На фоне такого уровня экономической блокады Кубы антироссийские санкции выглядят актом гуманизма.
В пользу жертв кубинского терроризма
В 1966 году закручивание гаек продолжилось. Правительство США запретило американским компаниям любую деятельность на Кубе без специального разрешения. В 1992 году был принят Закон о кубинской демократии («Cuban Democracy Act»), в рамках которого любому морскому судну, которое имело торговые отношения с Кубой, запрещено в течение 180 дней входить в порты США, что практически привело к запрету на экспорт продовольствия и медицинских товаров на Кубу.
В тот же год президент США Билл Клинтон принял Закон о свободе и демократической солидарности на Кубе («Cuban Liberty and Democratic Solidarity (Libertad), или Закон Хелмса-Бертона, в соответствии с которым было ужесточено наказание в отношении предприятий, которые инвестировали средства в собственность, экспроприированную у американских граждан или компаний.
Правоохранительные органы США ревностно следили за нарушениями Закона Хелмса-Бёртона. С 1962 по 2013 годы более 30 американских и иностранных компаний заплатили штрафы за поддержание отношений с Кубой на $2,4 млрд.
Был введен запрет на денежные переводы на Кубу с целью предотвращения доступа кубинского правительства к американской валюте.
Правительство США также пригрозило, что прекратит выделение средств международным финансовым институтам, которые предоставят займы или окажут другую помощь Кубе.
В 2000 году конгресс принял решение использовать «замороженные» в США счета кубинской телефонной компании Empresa de Telecomunicaciones S.A. (около $120 млн) для «компенсации жертвам кубинского терроризма».
«Остров Свободы» сам себя отключил
Тогда руководство Кубы решилось на «ответное эмбарго». Было принято решение отключить телефонные линии, связывающие Кубу и США, что лишь усилило изоляцию «Острова свободы».
В 2004 года администрация президента Джорджа Буша снова ужесточила эмбарго в отношении Кубы, увеличив наказание за их нарушение до 10 лет тюрьмы и до $1 млн штрафа.
В соответствии с новыми правилами, был снижен размер денежных переводов на Кубу от американцев кубинского происхождения, ограничены их поездки на Кубу (не чаще одного раза каждые три года), время их пребывания в стране (не более 14 дней), а также их расходы на Кубе (не более $50 в день).
Под брата Рауля смягчили санкции
В 2008 году, несмотря на уход в отставку руководителя Кубы Фиделя Кастро и попытки его брата и преемника на этом посту Рауля Кастро начать проведение экономических реформ, США сделали заявление о том, что они не собираются отменять торговое эмбарго. Оно действовало до 14 сентября 2015 года.
После этого началось масштабное ослабление санкций. Хотя точечные послабления были и раньше. В середине 90-х, например, кубинцам разрешили открыть отделение банка Western в Гаване.
А в связи с разрушительными последствиями урагана Мишель (2001 год) американским компаниям разрешили продавать Кубе продтовары по гуманитарным причинам. Но при этом от Кубы потребовали платить за гумпомощь авансом.
С 2009 года американские кубинцы могут посещать своих родственников на Кубе ежегодно и тратить там до $179 в день.
Туристов стало мало, а рома осталось много
В прошлом году тогдашний президент США Барак Обама восстановил дипломатические отношения США с Кубой. Но торговое эмбарго действуют до сих пор. Более того, при президенте Дональде Трампе начался ренессанс санкционного режима. США намерены прекратить финансирование и прямые деловые контакты американских компаний и частных лиц с кубинскими компаниями, которые связаны с кубинской армией или службами безопасности. При этом считается, что такие кубинские компании контролируют не менее 60% экономики страны в ключевых секторах — туризме, транспорте, связи и розничной торговле.