Запад вытягивает экономику «незалежной». Но только рейтингами
Рейтинговое агентство Moody’s повысило кредитный рейтинг Украины в национальной и иностранной валюте на одну ступень — с «Caa3» до «Caa2» (на восемь уровней ниже инвестиционного), изменив также прогноз по рейтингу со стабильного на позитивный. Об этом сообщается в пресс-релизе на сайте агентства.
Позитивный прогноз рейтинга отражает динамика реформ, которые, если будут устойчивы, могут привести к дальнейшему повышению устойчивости государственного и международного долга Украины. Такой импульс реформ также поддержит обновления доступа Украины к мировым рынкам капитала, облегчит путь к рефинансированию значительных выплат по внешнему долгу, которые наступят, начиная с 2019 года», — отмечается в сообщении.
Одновременно агентство подтвердило рейтинг приоритетного необеспеченного долга на $ 3 млрд. по проданным в декабре 2013 года России облигациям на уровне «Ca». В докладе агентства отмечается, что «по облигациям допущен дефолт», но при этом допускает возможность возврата в будущем.
По мнению специалистов агентства, существует риск, «что Украина будет не в состоянии спокойно провести рефинансирование долговых обязательств». Уточняется, что в 2019—2021 годах Украина должна провести крупные выплаты по внешним долгам, которые потребуют дополнительного фондирования в иностранной валюте.
Отметим, что госдолг Украины в апреле 2017 года вырос почти на два миллиарда долларов — до $ 74,3 млрд. При этом большинство аналитиков сходятся во мнении, что Киеву будет крайне трудно платить по обязательствам, опираясь на текущие ресурсы и производительные силы, если вообще возможно.
В начале августа Украина выплатила первый долг МВФ. А в конце июля премьер-министр Владимир Гройсман сообщил, что страна ежегодно тратит на обслуживание долга около 3,8 миллиарда долларов, что составляет примерно 4% от национального ВВП.
— Номинально повышение кредитного рейтинга увеличивает шансы на новые транши, — поясняет украинский экономист Вадим Коваленко.
— И конечно, это определенный реверанс в сторону Украины. С другой стороны, рейтинговые агентства могут писать, что угодно — после 2008 года к ним доверия особо нет. Если не изменяет память, США когда-то вообще понижали кредитный рейтинг. Вероятнее всего, это какой-то сигнал украинскому правительству, но для того чтобы его точно истолковать, необходимо обладать большим объемом информации. Возможно, вскоре мы узнаем точно, что это значит.
«СП»: — Агентство подтверждает рейтинг приоритетного необеспеченного долга на 3 миллиарда долларов по проданным в декабре 2013 года России облигациям на уровне «Ca». Как это понимать? Запад верит, что Украина отдаст долг России?
— Ситуация с российским долгом, полагаю, в конечном счете будет использована для торга с РФ. Но по вопросам, не имеющим к Украине отношения.
«СП»: — Госдолг Украины в апреле 2017 года вырос до $ 74,3 млрд. Реально ли Киеву расплатиться?
— Нет. В своих комментариях ранее я говорил: возврат долгов возможен исключительно через распродажу земли. Типичный трюк ростовщика: от распродажи земли Украина могла перезапустить экономику и направить эти ресурсы на развитие. Но все они, или почти все, уйдут на погашение долгов. А земля окажется в собственности у кредиторов опосредованно — через транснациональные корпорации.
Таким образом, наша земля будет принадлежать не нам. Большое количество людей уедет на заработки — на запад и восток. Здесь же останется население, необходимое для обслуживания текущих мощностей экономики…
—Давайте будем справедливы, — говорит экономист, директор Института инновационного развития Виктор Яковчук, — экономика Украины стабилизировалась. Уже нет жесткого падения и поэтому американские рейтинговые агентства готовы немного помочь Украине.
— Но пока сильной радости у украинцев нет потому, что рейтинг «Саа2» все равно на восемь уровней ниже инвестиционного.
Если бы рейтинг достиг инвестиционного, тогда многие инвестфонды могли бы включить бумаги украинского правительства в свои пакеты. Украина смогла бы получить кредиты не от МВФ, а от выпуска ценных бумаг под меньший процент.
«СП»: — А что с российским долгом? Запад просто закрывает глаза на невыплату его Москве?
— Сообщение Moody’s означает, что Украина не сможет его оплатить в срок, т.е. когда получит окончательное решение Лондонского суда. Но когда-нибудь отдавать Украине все равно придется. Хотя, по большому счету, Западу до этого долга нет никакого дела. Так же как вам нет дела до какого-нибудь бедного заемщика и банка, взыскивающего долги.
«СП»: — По словам главы украинского кабмина, страна ежегодно тратит на обслуживание долга около 3,8 миллиарда долларов, а он продолжает увеличиваться. Почему?
— Долг Украины растет потому, что расходы превышают доходы. Во-первых, бюджет Украины дефицитный. Т.е. деньги для покрытия бюджета нужно откуда-то брать. Во-вторых, правительство заложило рост ВВП в 3% годовых. Думаю, что реально это пока не осуществимо, хотя нужную цифру украинцы нарисуют. В-третьих, на Украине идет война. Война самый затратный способ решения спора. На войну Украина закупает оружие и боеприпасы, что увеличивает долг. Вдобавок на Украине такая коррупция, которая волнует даже американских покровителей. Это тоже повышает долг, ведь стране дают разные льготные кредиты на борьбу с коррупцией, создают специальные структуры, которые стоят немалых денег.
Учитывайте и такой момент. Украина ежедневно теряет трудовые ресурсы, громадяне уезжают повышать ВВП других стран. Меньше людей — меньше возможности расплатиться с долгами. Ведь долг страны выплачивается из результатов реального труда людей, а не работы чиновников.