Российская ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» после 2018 года может потерять монополию на доставку космонавтов на МКС, говорится в годовом отчете корпорации.
В отчете, который цитирует ТАСС, говорится, что конкуренция увеличится из-за реализуемых планов американских коммерческих компаний по созданию пилотируемых кораблей, поэтому «монополия России на рынке пилотируемых космических полетов прогнозируется недолговечной».
На данный момент РКК «Энергия» — абсолютный монополист на рынке услуг по доставке и возвращению экипажей МКС, ее доля составляет 100%. NASA планирует в 2017 году провести летные испытания двух космических кораблей — Dragon от SpaceX в августе и Starliner от Boeing в декабре. Если испытания пройдут успешно, американские компании станут прямыми конкурентами РКК «Энергия», и после 2018 года, когда SpaceX и Starliner начнут совершать регулярные пилотируемые полеты к МКС, Россия потеряет монополию.
Сейчас доля РКК «Энергия» на рынке грузоперевозок на МКС сократилась до 29%. 57% запусков грузовых кораблей к МКС осуществили США, 14% пришлось на долю Японии, говорится в документе.
Кроме того, российские пилотируемые корабли «Союз», которые способны вернуть из космоса до 50 кг груза, утратили лидирующие позиции в этом сегменте рынка из-за запуска грузовозвращающего корабля Dragon от SpaceX.
РКК «Энергия» оценивают примерно в 1% от общего объема свою долю на рынке создания космических аппаратов спутниковой связи и дистанционного зондирования Земли. Выручка корпорации от этой деятельности в 2016 году составила 4,3 млрд рублей (примерно $73 млн), тогда как объем всего рынка оценивается в $6,1 млрд.