Все меньше российских семей могут накопить на приобретение машины и вынуждены брать кредит. В минувшем квартале доля кредитных автомобилей в объеме рынка взлетела до 45%, подсчитали эксперты Национального бюро кредитных историй (НБКИ) и агентства «Автостат». Годом ранее она составляла 38%, в январе-марте 2015 года — 22%.
Банки охотно поощряют «долговую кабалу». В I квартале 2017 года объемы выданных автокредитов подскочили более чем на треть (+37,3%) или на 23,6 млрд рублей, достигнув 87 млрд рублей. По сравнению с предыдущим кварталом, сумма выданных займов оказалась на 19,7% меньше.
Банки также стали активно предлагать предлагать населению кредиты на подержанные авто, спрос на которые растет в условиях подорожания новых моделей. В прошлом году средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России увеличилась на 15% и составила примерно 1,4 млн рублей.
По данным четырех с лишним тысяч кредиторов, передающих сведения в НБКИ, в январе-марте 2017 года количество купленных в кредит машин составило 126,3 тысяч единиц, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 23,6% и уменьшившись на треть (30,9%) к IV кварталу прошлого года.
Генеральный директор НБКИ Александр Викулин отметил неуклонный рост темпов выдачи автокредитов и, соответственно, их доли в структуре авторынка. В то же время главным фактором, продолжающим сдерживать развитие не только автокредитования, но и всего авторынка, он называет снижение реальных доходов населения. По словам исполнительного директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Удалова, рост доли кредитных автомобилей в структуре рынка во многом обусловлен реализацией госпрограммы льготного автокредитования, действие которой было продлено и на 2017 год.
Аналитики «Секвойя кредит консолидейшн» уверены в том, что в этом году в целом более половины автомобилей в России будет куплено с привлечением кредитных средств. Согласно прогнозам, доля машин, приобретенных за заемные средства, составит 52% и достигнет рекордных значений. В период бума продаж кредитных авто в 2013 году россияне купили за заемные средства ровно половину машин. В 2011 году доля машин, купленных в кредит, составляла 40%, в 2012 году — 45%, в 2014 году — 37%. В 2015 году показатель достиг 40%, в 2016-м — 48%. Теперь аналитики ждут продолжения тренда и в 2018 году.