Реальный сектор экономики России окреп и начал рост, заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев, выступая в среду с итоговым докладом о деятельности правительства в Госдуме.
По словам Медведева, окончание самой продолжительной за 20 лет рецессии, в ходе которой доходы населения рухнули на 13%, а черту бедности перешагнули 3,9 млн человек, является «результатом совместной работы» депутатов и правительства.
По данным Росстата, спад ВВП в России замедлился с 3% до 0,2% в прошлом году. «Это стало возможным не из-за улучшения внешней конъюнктуры», — заверил Медведев, несмотря на то, что цены на нефть, дающие 60% валютных доходов экономики РФ, в прошлом году выросли на 107% (с 27 до 56 долларов за баррель).
По словам премьера, с помощью программы по поддержке роста, расходы на которую в течение года были урезаны в 8 раз, «была создана сбалансированная система мер, благодаря которой реальный сектор вышел окрепшим».
В общей сложности, сказал Медведев, на поддержку автопрома, сельского хозяйства, легкой промышленности и машиностроения было выделено 106 млрд рублей.
Это в 18 раз меньше, чем государство потратило на содержание аппарата чиновников и органов власти (1,9 трлн рублей) и почти в 50 раз меньше расходов по статьям «национальная оборона» и «правоохранительная деятельность» (5,05 трлн рублей).
Ситуация с государственными финансами была «сложной, признал Медведев, оговорившись, что дефицит бюджета удается держать «на приемлемом уровне», хотя, по данным Минфина, налоговыми поступлениями в 2017 году не обеспечен каждый шестой рубль (17%) расходов.
«При формировании бюджета деньги, во-первых, должны идти во вложение в человека», — сообщил Медведев после того, как правительство на 33% урезало расходы на здравоохранение, на 15% — на науку и отказалось индексировать пенсии 20 млн подрабатывающим пенсионерам.
Последнее решение было «справедливым», сказал Медведев, объяснив: «если человек трудится, то у него несколько иной финансовый статус».
«Прогресс видят даже те, кого трудно заподозрить в симпатиях к нашей стране», — отметил премьер ссылаясь на оценку Росстата, который объявил спад промышленности статистической ошибкой, изменив методику подсчета так, что промпроизводством оказались «сбор мусора» и «кондиционирование воздуха», а танки были отнесены к разновидности «транспортных средств».
«Экономика показала рост», — заявил Медведев.
Но подавляющее большинство россиян его не заметили, сообщила РАНХиГС в «Мониторинге», опубликованном в среду.
Так, на март 2017 года признаки улучшения в экономической ситуации в стране смогли увидеть лишь 6,2% населения. 93% считают, что выхода из кризиса не происходит. Из них 38,2% полагают, что ситуация за год только ухудшилась.
Веру в то, что «положение вскоре улучшится» разделяют лишь 13,1% россиян — почти вдвое меньше, чем в самом начале кризиса — в марте 2015 года. В то же время, 44% опрошенных в течение ближайших двух лет ожидают дальнейшего ухудшения ситуации.
«Негативные явления в экономике непосредственно затронули большинство населения, причем значительную его часть (28,6% в марте 2017) — в сильной степени», — отмечает РАНХиГС, напоминая: к концу года доля россиян с доходами ниже прожиточного минимума выросла до максимума с 2006 года (13,5%).