Баранов Анатолий
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил верующих с наступающим праздником Пасхи, и бросилось в глаза, как постарел за последнее время предстоятель. Он еще далеко не старик, и навряд ли болен. Скорее всего, его гложет что-то, какое-то противоречие — с одной стороны необходимость представлять интересы «государственной церкви», а с другой — достаточно глубокое понимание сути христианства. Такая внутренная девиация (древние греки сказали бы διάβολος) не может не оставлять следа в душе и на лице, ее зеркале.
«Наше единство с Господом не может ограничиваться лишь участием в богослужении или личным молитвенным усердием. Оно должно в полной мере отразиться на всех сторонах нашей жизни», — говорится в послании, опубликованном на сайте Русской православной церкви.
Но ведь патриарх не может не видеть, что хотя и «должно», но не отразилось. Особенно на лицах тех, перед кем служил пасхальную литургию Кирилл в Храме Христа Спасителя. Конечно же, как ученый богослов, патриарх не может не знать во всех тонкостях, что понимает православная церковь под словом «фарисейство».
Наверно поэтому в его послании появилась фраза «несмотря на все беды, катаклизмы, конфликты и противоречия, мы знаем, что господь победил мир… восторжествовал над грехом и смертью».
Понятно, о каком «мире» говорит патриарх — о том самом, который противостоит миру иному, которому одному и должен служить предстоятель церкви. Но служит ли?
Не так давно на канале «Царьград», который позиционирует себя как определенно православный, вышла дискуссия о восстановлении монархии. Дискуссия не слишком равноправная, поскольку ведущая как начала с того, что монархия дана нам господом, так, несмотря на все доводы дисктирующих, этим же и закончила. Да что там, сама дискуссия озаглавлена «Монархии быть». Собственно, дальше можно уже и не дискутировать…
Навряд ли патриарх Кирилл не знает, что от имени церкви, которую он возглавляет, обществу и государству навязывается монархия. Причем именно навязывается, напористо, настырно и даже с участием первых лиц государства.
Да что там чиновники — даже церковные иерархи берут на себя смелость утверждать, что монархия-де есть особый «богоугодный» способ правления, имманентный именно православному христианству.
И ведь до чего ж нагло врут! Да, в католическом мире есть Ватикан, центр католической религии, теократическая монархия, во главе которой папа, обладатель целых трех корон на своей папской тиаре.
Но у православия-то есть свой духовный центр — это Афон! И Афон вот уж добрых полторы тысячи лет — республика! Аккурат после Трулльского собора или даже ранее. Меняются цари и патриархи, создаются и исчезают целые государства и церкви, а монашесткая Афонская республика сохраняет свое республиканское устройство и при византийских императорах, и при османских султанах, и при греческом короле, и при греческой республике.
Отчего ж на святой горе Афон республику можно, а в России почему-то «богом дана» монархия?
Ну что ж, надо и о боге.
Иисус, как известно, бог — именно так учат все христианские конфессии. И вот что сказал бог в разговоре с Пилатом: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Ин. 18, 36).
А чьи же тогда царства были до Иисуса, а также и после него?
И на это вопрос есть ответ непосредственно у Иисуса: «Уже немного Мне говорить с вами, ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин.14:29-31).
Князь мира сего — антихрист, диавол. Иного толкования церковь не дает.
Но при этом находятся «православные», которые и от имени церкви, и даже от имени самого бога навязывают нам «князя мира», царя.
Всего этого, конечно, не может не знать и не понимать предстоятель церкви, ученый богослов Кирилл. Вот и мучает его необходимость разрываться между служением горнему — и ублажением амбиций «князей мира». Он страдает, это видно. Но по известным причинам не может отказаться от мира, хоть и монах по своей должности. Увы…