Китайцы захватывают белорусский рынок обуви | СВЕЖИЕ НОВОСТИ

За последний год в Беларуси значительно упали продажи обуви, в том числе отечественного производства. Смогут ли белорусские фабрики противостоять импорту?

Одним из последних предложений Николая Ладутько на посту главы Мингорисполкома было предложение разместить секции с белорусской обувью в крупных сетевых магазинах столицы. Чиновник заявил, что объемы продаж отечественного товара постоянно снижаются: «Ситуация просто катастрофическая. При таком количестве собственных производителей обуви объем импорта должен находиться на уровне 30-35%».

Сейчас он превышает 50%. В 2013 году в торговые сети поступило более 14 млн. пар импортной обуви, на 1 августа 2014-го — более 10 млн, пишут Naviny.by.

Китай обходит Беларусь по цене и ассортименту

«Марко» ежегодно выпускает более 4 млн. пар обуви. Около 60% товара остается в Беларуси. За последний год, подтверждает замдиректора по маркетингу Валентина Умурзакова, значительно упал спрос. Она считает, что основная причина — рост серого импорта.

Гендиректор «Белвеста» Юрий Суманеев обращает внимание, что в европейских странах производители обуви более защищены, чем в Беларуси:

«Такого засилия серого импорта, как на постсоветском пространстве, нет нигде в мире. В ЕС существует более мощная таможенная защита. А к нам через Казахстан и Россию тоннами идет китайский ширпотреб».

Ситуацию на рынке изменили также белорусские ритейлеры обуви. Стремительно растет торговая сеть «Мегатоп». Сейчас насчитывается 43 магазина и два дисконт-центра.

«Магазины типа «Мегатоп» приучили покупателя к китайской обуви, которая стоит от 190 тысяч рублей. Конечно, качественный белорусский товар не может конкурировать с такой ценой», — заявил начальник отдела сбыта «Белкелме» Руслан Быстрок.

Специалисты гродненской фабрики «Неман» разделяют это мнение.

«У нас все работают легально, в соответствии с санитарными нормами и правами трудящихся. Мы не можем, как в Китае, заставить человека работать в три смены. И на китайскую зарплату белорусские рабочие не согласятся», — говорит замдиректора по маркетингу Татьяна Сысоева.

Однако эксперт по внешнеэкономической деятельности с Китаем Екатерина Главинская отмечает, что информация о низких зарплатах в Китае не более чем миф:

«Зарплата у китайских рабочих на обувных фабриках от 500 до 1,5 тыс. долларов в месяц. Основное преимущество здешних производителей — эффективная организация труда. Кроме того, китайцы внимательно отслеживают тенденции моды, ведь здесь отшивается весь мир. И производства частные — каждый бизнесмен болеет за свое предприятие».

В магазинах «Мегатоп» 15% ассортимента привозят из Витебска, где находится фабрика компании (товарный знак Happy family).

Остальную обувь торговая сеть импортирует из Китая, Индии, Вьетнама. Однако в компании отмечают, что разработкой моделей занимаются специалисты «Мегатоп».

«Согласно общепринятым мировым стандартам, родиной производителя принято считать именно ту страну, где была произведена разработка продукта, — отмечают в компании. — При выборе локации для производства руководство исходило из необходимости максимального уменьшения себестоимости товара без ущерба для его качества. Именно этим обусловлено базирование части производства компании в странах Азии. При этом весь производственный процесс на месте происходит под постоянным контролем белорусских технологов».

Сдерживать импорт из Китая у белорусских чиновников не получится, убеждена Екатерина Главинская.

«У частного бизнеса очень высокий интерес к китайской обуви. Здесь низкий порог для входа на рынок. Кожаную обувь отпускают всего по 120 единиц на модель, кожзам — минимум 1000 единиц».

Екатерина отправила запросы на несколько китайских фабрик, чтобы узнать, по какой цене* производитель отпускает обувь оптовикам.

Имидж дороже экономии

У «Белвеста» также был небольшой опыт сотрудничества с китайскими предприятиями. Разработкой и технологическим контролем занимались белорусские специалисты, но сам пошив происходил в Китае. По словам гендиректора Юрия Суманеева, это насторожило белорусских покупателей.

«Наши постоянные клиенты, когда видели надпись «Сделано в Китае», говорили: «Мы пришли за «Белвестом», а не Китаем». Имидж дороже, поэтому мы отказались от такого опыта».

«Марко» не первый год пытается снизить стоимость продукции. В линейке «Оптима» выпускается обувь из кожзама, который, по словам производителя, закупается в Голландии и Италии. Из Китая «Марко», как и большинство обувных предприятий, везет фурнитуру, кожу и мех.

Мировые производители обуви также отдают предпочтение Китаю.

«Немцы, итальянцы заказывают пошив в Китае, но модели разрабатывают европейские дизайнеры, контролируют производство европейские конструкторы, — объясняет Юрий Суманеев. — На сегодня неважно, чьими руками сшита обувь. Важно, кто разрабатывает дизайн, управляет брендом и контролирует продажи».

При этом на рынке обуви предприятия конкурируют не столько объемами выпущенной продукции, сколько ассортиментом.

«Обувь — специфический товар. Можно выпустить миллион пар одинаковых туфель, но кто их будет покупать? — говорит гендиректор «Белвеста». — Требовательные покупательницы не хотят ходить в одинаковых сапогах, поэтому мы, во-первых, стараемся увеличить модельный ряд. А во-вторых, расширять торговую сеть, чтобы наша обувь была представлена в разных городах Беларуси и России».

У белорусской обуви — свой потребитель

По словам товароведов ЦУМа, у белорусской обуви есть свой покупатель. В универмаге примерно 70% отечественной обуви и 30% импортной.

«Нам никто не навязывает, какая обувь должна быть на прилавках, — пояснила сотрудница магазина. — Выбор всегда делает покупатель. Белорусским производителям нужно смотреть, какие модели наиболее ходовые, и делать упор на их выпуск».

Замдиректора фабрики «Неман» считает, что белорусским производителям следует заботиться о качестве и этим удерживать постоянных клиентов.

«Да, было время, когда белорусы покупали дешевую китайскую обувь. Но когда увидели, что через месяц она разлетается, снова вернулись в наши магазины. У нас вся обувь из натуральной кожи. Белорусский покупатель знает, что такое качественный продукт, поэтому мы делаем на это акцент и не вступаем в борьбу с «одноразовым ассортиментом», — отметила Татьяна Сысоева.

Кстати, о качестве. По словам гендиректора «Белвеста», китайцы часто экономят на технологиях и материалах, поэтому обувь плохо вентилируется и надолго сохраняет химический запах клея.

Екатерина Главинская говорит, что качество продукта — на совести контролеров: «По сути, Китай ни за что не отвечает после того, как обувь уходит с фабрики. Но это не значит, что вся обувь плохого качества. Если это серьезное производство, то заказчик следит за выпуском на всех этапах».

По словам сотрудников ЦУМа, покупатели сдают по гарантии и китайскую, и белорусскую обувь. А производители не спешат делиться цифрами, сколько пар обуви в месяц возвращается из-за брака.

Белорусские фабрики не устраивают условия гипермаркетов

Что касается присутствия на полках крупных магазинов в Минске, то далеко не всех производителей устраивают условия гипермаркетов.

Менеджер сети ProStore отметила, что гипермаркет предлагал сотрудничество «Марко», однако производителя не устроило, что деньги за товар магазин перечисляет после продажи, а нереализованный товар возвращает на фабрику. «У нас нет складов, чтобы все это хранить», — пояснили в ProStore.

Начальник управления торговли и услуг Мингорисполкома Нина Емельянова настаивает: «Всё, что производится в Беларуси, должно быть на прилавках магазинов». И уточняет, что согласно постановлению Минторга «О перечнях товаров» в гипермаркетах должна быть представлена отечественная обувь, причем более 20 женских, мужских и детских моделей.

«Мы готовы поддержать белорусских производителей, но сейчас такая конкуренция, что нужно подумать и о снижении цен», — заметила чиновник. 

 

Источник: belaruspartisan.org


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*