Дагестан примеряет новые крылья | СВЕЖИЕ НОВОСТИ

Правительство республики хочет воссоздать регионального авиаперевозчика

Региональный авиаперевозчик Дагестана может быть воссоздан на базе авиакомпании «РусЛайн», уже выполнявшей полеты в Махачкалу. После запланированного на 1 декабря открытия аэропорта Уйташ, где сейчас завершается реконструкция взлетно-посадочной полосы, борьба за дагестанский рынок авиаперевозок может обостриться.

О переговорах правительства республики с «РусЛайном» в ходе пресс-конференции, организованной РИА «Дагестан», сообщил заместитель руководителя Агентства по транспорту и дорожному хозяйству РД Магомедгаджи Раджабов. По его словам, на данный момент завершена протокольная часть заключения договора между республикой и перевозчиком, сейчас проходит процесс определения юридического статуса обособленного филиала компании.

«На базе авиакомпании «Авиалинии Дагестана» что-либо создавать смысла не было, – пояснил Раджабов. – Поэтому был рассмотрен альянс с «РусЛайном», который войдет на наш рынок со своими самолетами. Первоначально мы сможем воспользоваться их сертификатом, документацией и воздушными судами. Будет открыто представительство авиакомпании, которое впоследствии, при вхождении республики, станет представлять собой авиакомпанию Республики Дагестан».

Перевозчик на выданье

После того как в конце 2011 года Росавиация запретила «Авиалиниям Дагестана» выполнять пассажирские перевозки, инициативы по восстановлению республиканского перевозчика звучали неоднократно. В том числе – со стороны самих «Авиалиний Дагестана». В августе прошлого года на пресс-конференции в Махачкале генеральный директор этой компании Мирза Омариев сообщил о планах открытия новой дагестанской авиакомпании с парком из 20 воздушных судов иностранного производства. Одним из вероятных инвесторов этого проекта называли Сулеймана Керимова.

Однако вскоре после этого «Авиалинии Дагестана» были признаны банкротом, и инициатива по воссозданию перевозчика перешла в руки правительства республики. На сентябрьском международном форуме в Сочи глава «Корпорации развития Дагестана» Александр Иванченко (также в свое время работавший в «Авиалиниях Дагестана») сообщил, что в республике планируется создание региональной авиакомпании на базе самолетов «Суперджет 100».

 «Сейчас мы подписываем меморандум о взаимопонимании на поставку первых шести самолетов, и уже в 2015 году планируем получить первые три воздушных судна, работы в этом направлении ведутся», – заявил тогда г-н Иванченко, добавив, что новая компания будет генерировать порядка 4,5 млрд рублей выручки и обеспечивать 600 млн рублей налогов во все уровни бюджетов.

Теперь же руководство Дагестана представило новый вариант восстановления региональной авиакомпании – на базе уже существующего перевозчика. Авиакомпания «РусЛайн» была основана в 1997 году, с 2009 года она реализует долгосрочную стратегию развития региональных перевозок, в том числе на Северном Кавказе. Парк компании включает среднемагистральные лайнеры Bombardier CRJ 200 канадского производства и ближнемагистральные Embraer 120 (Бразилия).

Согласно решению Минтранса РФ, принятому в конце 2011 года, авиаперевозчик может получить разрешение на полеты, если в его парке насчитывается не менее восьми самолетов с количеством мест свыше 55. На данный момент предполагается, что пять самолетов для новой компании будут арендованы у «РусЛайна», а республика выделит два Ту-154 и один Ту-134. Скорее всего, речь идет о самолетах обанкротившегося ОАО «Авиалинии Дагестана».

Старые споры

Первый рейс из Москвы в Махачкалу «РусЛайн» выполнил 22 сентября 2011 года. В дальнейшем компания неоднократно осуществляла чартерные рейсы из Дагестана, в том числе для футбольного клуба «Анжи», и имела в аэропорте Уйташ базировку для воздушных судов. Однако отношения «РусЛайна» с «Авиалиниями Дагестана», которые после утраты права выполнять полета сохраняли контроль в аэропорту, складывались непросто.

В 2012 году руководство ЗАО АК «РусЛайн» обратилось в транспортную прокуратуру Махачкалы с жалобой на «Авиалинии Дагестана» – после того, как остановка наземного обслуживания рейсов компании под предлогом задолженности за наземное обслуживание и топливо повлекла за собой многочасовые задержки рейсов в Санкт-Петербург и обратно.

«Истинным мотивом действий руководства ОАО «Авиалинии Дагестана» является желание принудить «РусЛайн» к заключению договоров с подконтрольными ОАО организациями», – говорилось в этом документе, а гендиректор «РусЛайна» Михаил Урываев квалифицировал действия «Авиалиний Дагестана» как «вопиющий случай».

И даже после объявления «Авиалиний Дагестана» банкротом их конфликт с «РусЛайном» не прекратился. Например, бывший хозяин аэропорта не оставляет попытки взыскать с «РусЛайна» долг в размере 5,6 млн рублей за услуги по поставке горючего и заправке. Соответствующее решение, вынесенное год назад Арбитражным судом Дагестана, «РусЛайн» ввиду несогласия с подлинностью предоставленных документов о размере долга опротестовал уже несколько раз, добравшись до Верховного суда РФ.

В середине октября на портале Российского агентства правовой и судебной информации появилось сообщение, что «Авиалинии Дагестана» подали в Арбитражный суд Москвы заявление о признании банкротом ЗАО «Авиационная компания «РусЛайн»». 10 ноября суд возбудил производство по делу (№ А 40-166833/14) и назначил к рассмотрению обоснованность заявления о признании должника банкротом на 2 декабря.

Руководство «РусЛайна» вскоре выступило с официальным заявлением о преждевременности данного действия со стороны кредитора, выразив недоумение по факту появления такой информации, равно как и действий «Авиалиний Дагестана» в целом.

Учитывая все это, можно предположить, что процесс формирования в Дагестане регионального перевозчика на базе «РусЛайна» обещает быть непростым: не исключено, что проект ждет сопротивление со стороны определенных кругов.

Тарифы без гарантий снижения

Как бы то ни было, уже 1 декабря в истории гражданской авиации Дагестана должен начаться новый период – именно на этот день назначено открытие махачкалинского аэропорта после реконструкции взлетно-посадочной полосы.

На сайтах бронирования авиабилетов рейсы на 1 декабря уже выставлены, полеты в Москву будут выполнять четыре перевозчика: «ВИМ-Авиа», «Газпром авиа», Red Wings и «ЮТэйр», стоимость билетов начинается от 11 100 рублей (данные портала SkyScаnner). АК «РусЛайн» будет выполнять полеты из Махачкалы в Санкт-Петербург три раза в неделю.

Первоначально планировалось, что реконструкция полосы будет завершена к 31 октября, но в намеченный срок компании-генподрядчику – ОАО «Мостоотряд-99» – уложиться не удалось, хотя в любом случае период выполнения работ был рекордно коротким. Как пояснил на недавней пресс-конференции Магомедгаджи Раджабов, начало работ было отодвинуто на 20-25 дней из-за решения пойти навстречу паломникам, отправлявшимся в хадж.

По словам Раджабова, работа в аэропорту сейчас идет практически в две-три смены. Есть определенные упущения, но это окупается качеством: «Мостоотряд-99» использует такие технологии, которые не имеют аналогов в России. Кроме того, был применен закрытый цикл работы без использования сторонних подрядчиков: асфальтобетонные смеси для полосы компания поставляла с собственных заводов.

Впрочем, в долгосрочной перспективе месяц задержки играет ничтожную роль, а вот цены на билеты – это действительно главный вопрос, который беспокоит всех дагестанцев, пользующихся услугами аэропорта. За последние годы вокруг завышенных тарифов на маршруте Махачкала – Москва неоднократно разгорались скандалы, и даже уход с рынка «Авиалиний Дагестана», которые долго препятствовали вхождению конкурентов, мало чему помог.

 «Ценообразование – это как глухая стена», – признал Магомедгаджи Раджабов. По его словам, идут переговоры о привлечении в Махачкалу «более весомых компаний», чем те, что летают в Дагестан сейчас, и это теоретически может изменить ситуацию. Но пока дагестанцам придется довольствоваться тем, что есть. «Вопрос о ценах на билеты открыт. Сказать, что цены были кардинально снижены до 5-6-7 тысяч, нельзя. К сожалению, мы в этом направлении особо не можем влиять, на сегодняшний день авиакомпании ведут свою стратегию», – посетовал Раджабов.

Осторожный оптимизм демонстрирует и гендиректор ОАО «Аэропорт Махачкала» Тамерлан Буганов. «После реконструкции ВПП создастся конкурентная среда, которая подразумевает снижение цен. Если будет большой рынок, цены будут снижаться. Но прямого регулятора у нас нет, мы не можем влиять, цены устанавливают авиакомпании», – сообщил он на недавней пресс-конференции.

 

Шамиль Алиев

Источник: kavpolit.com


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*