Ангела Меркель на распутье: штрихи к политическому портрету | СВЕЖИЕ НОВОСТИ

«Гибкость» во взглядах, предательство своих покровителей, откровенные метания… В обычной жизни образ такого человека выглядит неприглядным. Но в политике он часто помогает удержаться на плаву. Так произошло и с Ангелой Меркель – самой влиятельной и самой часто упоминаемой женщиной-политиком в мире. Сегодня она переживает сложнейшее время своей карьеры.

В последние недели Меркель даёт много поводов вспомнить о своей персоне. С одной стороны, она отказалась отменять санкции против России даже несмотря на то, что промышленные круги Германии призвали её к этому. Приехав в Австралию на встречу «двадцатки», она снова пригрозила РФ мерами воздействия. С другой, на том же форуме в Брисбене Меркель говорила о том, что с нами необходимо продолжать диалог. Как иначе назвать её поведение, если не метанием?

Ещё один повод поговорить о главе немецкого правительства дал её предшественник – канцлер-объединитель Гельмут Коль. В вышедших недавно мемуарах патриарх мировой политики выступил категорически против санкций в отношении России. Одновременно он коснулся и личности Меркель. Так, Коль написал, что она была дурно воспитана и не умела правильно пользоваться ножом и вилкой. В общем, прошёлся он по преемнице, как говорится, по полной программе. И надо сказать, повод сказать подобное у него более чем был.

Обратимся к биографии нынешнего канцлера Германии. Ангела Доротея Меркель (в девичестве – Каснер) появилась на свет 17 июля 1954 года в Гамбурге в семье лютеранского священника Хорста Каснера.

Только вот подлинная фамилия этой семьи – Казмерчак. В 1930 году дед канцлера сменил польскую фамилию на немецкую, чувствуя рост национализма в тогдашней Германии. Приспосабливался человек к существующим условиям…

Хорст Каснер получил назначение в бывшую ГДР. Постепенно он отошёл от пастырской деятельности и начал готовить священников в семинарии города Темплин. Он был вполне лоялен к властям Восточной Германии, ни в какой диссидентской деятельности замечен не был. Иначе вряд ли ему разрешали в социалистические времена выезды в ФРГ. В общем, приспособленчество было в семье Каснеров обычным делом.

Свои навыки «политической гибкости» Ангела отточила ещё в детстве. Так, в школьные годы она спекулировала черникой – покупала её у государства за две марки, а продавала уже за четыре. Уголовная ответственность несовершеннолетней девочке не грозила, и она этим пользовалась. Мало того – потом Ангела шла в школу и рассказывала на уроках и на разных общественных мероприятиях о вреде спекулянтов. 

В конце 1970-х гг. будущая канцлер окончила физический факультет Лейпцигского университета и неудачно первый раз вышла замуж за Ульриха Меркеля, от которого в «наследство» у неё осталась фамилия. Далее работала в Институте физической химии Академии наук ГДР. Там она активно трудилась на ниве агитатора Союза свободной немецкой молодёжи (аналог Комсомола в ГДР), стала секретарём своего института по агитации и пропаганде. Меркель, как и когда-то папе, разрешили выезды в ФРГ.

С 1984 по 1998 год Меркель жила гражданским браком с коллегой Йоахимом Зауэром. После падения Берлинской стены он некоторое время провёл в США, где работал на компании, связанные с Пентагоном. Некоторые предполагают, что его там завербовали вместе с гражданской супругой. Проверить эти данные крайне сложно – утверждать что-либо здесь нельзя.

Но факт остаётся фактом. Сначала Зауэр побывал в Штатах, а затем его жена стала ориентироваться на них во внешней политике.

В политику Меркель подалась с падением Берлинской стены – в 1989 году. Надо отдать должно её прозорливости: она не вступила в правившую в ГДР Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ), иначе сделать карьеру в ФРГ уже бы не смогла. А так – всё чисто. Она вошла в партию «Демократический прорыв». Выборы в Народную палату ГДР февраля 1990 года «прорыв» с треском проиграл, но выручил партнёр по коалиции.

Партнёром был Христианско-демократический союз (ХДС). Будучи партией-антагонистом СЕПГ, он набрал свыше 40% голосов, а его лидер Лотар де Мезьер возглавил последнее правительство ГДР. Меркель получила должность его пресс-секретаря, и вскоре «подсидела» начальника. Когда в конце 1990 года выяснилось, что де Мезьер сотрудничал с восточногерманской спецслужбой «Штази», Меркель принялась его изобличать. И её приметили наверху…

На неё обратил внимание сам Гельмут Коль, которого нередко называют «политическим отцом» Меркель. Саму её прозвали «девочкой Коля». Действительно, благодаря канцлеру-объединителю она получила и кресло в Бундестаге, и (поочерёдно) портфели министров по делам женщин и молодёжи, по охране окружающей среды. Любопытно, что второе назначение случилось после того, как в 1994 года Меркель безуспешно выдвигалась на должность руководителя отделения ХДС в земле Бранденбург.

В конце 1990-х гг. Германию потряс скандал с «чёрными кассами» ХДС. Он стоил политической карьеры самому Колю, тень пала и на его преемника – нынешнего министра финансов Вольфганга Шойбле.

И тут Меркель, как и в случае с де Мезьером, начала нещадно ругать своего бывшего начальника. И снова с помощью интриг и втаптывания соратника в грязь ей удалось продвинуться наверх.

Коалицию ХДС/ХСС вёл на выборы 2002 года лидер баварского Христианско-социального союза Эдмунд Штойбер. Дело окончилось поражением, и в итоге Меркель стала руководителем парламентской оппозиции в Бундестаге. Она упорно ждала своего часа – и дождалась. По итогам выборов 2005 года ХДС занял первое место, и Меркель стала первой за тысячу (!) лет женщиной у руля Германии. И с тех пор она так и держится на политическом Олимпе.

Чудеса приспособленчества она показывала и на посту руководителя правительства. Меркель и бровью не повела, когда по итогам выборов 2009 года вступила в коалицию со свободными демократами. Вроде бы всё ничего – партнёр-то традиционный и подходящий. Но вот вице-канцлером и главой МИДа становился открытый гомосексуалист Гидо Вестервелле. Трудно сказать, что думала по данному поводу дочь священника, но против такого руководителя дипломатии она не возражала.

Дуновения ветров она улавливала и во внешней политике. Будучи лидером оппозиции, она поддержала вторжение США в Ирак в 2003 году, а также ругала Россию за нарушение прав человека. Однако став канцлером, она не пошла наперекор воле промышленных кругов, не стала рвать связи с Россией и даже от резких слов в её адрес воздерживалась. В Ирак немецкие войска тоже не попали – общественное мнение выступало резко против, и Меркель не стала перечить.

Ещё в начале 2000-х гг. Меркель выступила против вхождения в ЕС Турции. Однако опять же из соображений политкорректности не говорила резких слов. Не говорила до тех пор, пока в 2010 году не вышла книга бывшего члена правления федерального банка ФРГ Тило Саррацина «Германия самоликвидируется». И здесь Меркель произнесла крылатую фразу о том, что «мультикультурализм в Германии провалился». И народ её слова оценил.

Точно так же она уловила общественные настроения в 2011 году. После аварии на АЭС в Фукусиме канцлер выступила за закрытие 17 немецких атомных станций – хотя однопартийцы в массе своей придерживались иной точки зрения.

Тогда же Меркель не стеснялась в выражениях по поводу того, что Германия должна спасать тонущую экономику Греции. Она продавила ЕС и выделила меньше, чем от немцев требовали. Собственному народу её твёрдость снова пришлась по душе.

Нужно сказать, что со временем немцы своего канцлера полюбили и даже прозвали её «мутти» — мамочка. Всё-таки у неё есть очевидные достижения. Так, экономика Германии весьма неплохо пережила мировой кризис и окончательно превратилась в державу номер один в Евросоюзе. Для страны, проигравшей две мировые войны, осознание собственной важности играет не последнюю роль. Кроме того, из года в год Меркель признавали самой влиятельной в мире женщиной. И трудно с этим поспорить.

В 2013 году Меркель в третий раз стала канцлером, победив на выборах вместе со своим ХДС. А далее случились события на Украине, присоединение Крыма. И здесь она оседлала антироссийского «конька», ещё в марте начала одну за другой вводить всё новые и новые санкции против России. Она вводила их, несмотря на то, что это очевидно вредило немецким компаниям, имеющим в нашей стране огромные проекты. Вводила, хотя на Россию в самой Германии работает до 300 тысяч человек.

Вспомним теперь об истории работы её мужа на Пентагон. Неужели связи остались? Что бы ни попросили США, Меркель спешила выполнять. Возможно, она решила, что уже вошла в историю, и больше может не приспосабливаться. Точнее, приспосабливаться только к внешнему центру силы. Бить по собственным интересам в угоду заокеанскому другу. Для Германии, метящей в мировые державы, такое поведение смотрится не очень солидно. Тем более что американцы годами прослушивали Меркель. Но она «проглотила» и такую наглость.

Посмотрим, удастся ли канцлеру справиться с новыми вызовами. Она местами берётся за старое, пытаясь вертеться, как уж на сковородке. То она — за санкции, то — за переговоры с Россией. А между тем немецкая экономика от антироссийских мер воздействия тоже страдает, а в других странах ЕС она страдает ещё сильнее. Те же греки открытым текстом проклинают Меркель. Да и многие сограждане от неё уже не в восторге.

Перед канцлером Германии теперь стоит жёсткий выбор.

Либо она превратится в подпевалу США, подобную маленьким странам Прибалтики или бедной Колумбии, либо вернёт Германию на мировую политическую карту в качестве субъекта.

А то, что Гельмут Коль публично ей отомстил – это очередной вызов. Его откровения о плохих манерах Меркель могут в итоге стоить ей кресла. Вечных политиков не бывает. И кому, как не Колю знать подобное лучше других. Даже великий успех не гарантирует вечную любовь…

Вадим Трухачёв

Источник: stoletie.ru


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*