Курс недоверия | СВЕЖИЕ НОВОСТИ

Нашей национальной денежной единице удалось почти невозможное: по темпам снижения курса рубль опередил даже венесуэльский боливар, валюту другой нефтезависимой страны, известной всему миру отсутствием какой бы то ни было экономической политики. Есть повод задуматься о причинах столь резкого ослабления покупательной способности российских денег.

Первая группа причин — торгово-конъюнктурные. Основной экспортный товар России дешевеет (со своих летних ценовых пиков стоимость нефти снизилась почти на треть), цены на газ благодаря своей сохраняющейся привязке к нефтяным котировкам также вскоре столь же резко пойдут вниз. Таким образом, сокращаются объемы валютной выручки и национальная денежная единица, по идее, должна слабеть.

Все это, конечно, неприятно, но явно недостаточно для того, чтобы обречь рубль на катастрофический обвал. Нормально работающую экономическую систему отличают «встроенные стабилизаторы»: ослабление денежной единицы автоматически приводит к удорожанию импорта и делает экспорт более привлекательным. В обычной ситуации это должно способствовать восстановлению торгового баланса и частичному выправлению падения курса национальной валюты.

Однако наша ситуация, очевидно, не совсем обычная: есть еще и негативные политико-конъюнктурные факторы. Экспансионистский внешнеполитический выбор российского руководства предсказуемо привел к тому, что отечественная экономика оказалась отсечена от основных источников зарубежного капитала. Таким образом, был не только ликвидирован потенциальный источник притока средств в страну в виде инвестиций, но и сформирован дополнительный спрос на сжимающийся пул доступной иностранной валюты — для погашения накопленных корпоративных внешних долгов, которые раньше легко продлевались/рефинансировались.

Но даже это еще не приговор рублю. Немалые валютные резервы правительства и Банка России в совокупности с сохраняющимся притоком средств по торговому счету представляют собой «подушку безопасности», за счет которой можно довольно долго финансировать покрытие внешних обязательств. И опять же, погашение долгов автоматически формирует предпосылки для укрепления национальной валюты.

Нужно признать: серьезную роль в обвальном снижении курса рубля сыграли также спекулятивно-конъюнктурные факторы. Отчаянно выбрасывая на рынок миллиарды долларов в поддержку национальной валюты, Банк России одновременно щедрой рукой продолжал выдавать рубли кредитным организациям (в ноябре объем задолженности банков перед ним достиг рекордных 6,5 трлн рублей, что по текущему курсу эквивалентно почти 140 млрд долларов). Еще бы — многочисленные лоббисты денно и нощно требуют от ЦБ предоставления ликвидности «для кредитования реального сектора экономики». Рационально ведущие себя банки, разумеется, тут же забыли про реальный сектор и пустились во все тяжкие на валютном рынке.

Остается только удивляться, что созвать банкиров для беседы по душам в главный офис ЦБ на Неглинной решили не в самом начале осенней спекулятивной атаки, а только 10 ноября. Да и собирать четыре десятка человек явно не имело смысла: как известно, погоду на финансовом рынке определяют госбанки, которые и являются получателями львиной доли ресурсов ЦБ (один Сбербанк планировал в сентябре-октябре привлечь от «родителя» 2 трлн рублей).

В наше подозрительное время легко увидеть тут заговор против рубля, но, положа руку на сердце, сложно винить коммерческие учреждения, хоть и принадлежащие государству, в том, что они стремятся к извлечению гарантированной самим регулятором прибыли. По-хорошему нужно либо превратить эти банки в госагентства, либо приватизировать, но статус-кво слишком выгоден для чиновников и банкиров, чтобы из-за подобных «мелких эксцессов» от него отказываться.

Но все-таки самая важная причина ослабления рубля в другом. Стоимость денежной единицы любой страны в современном мире зависит скорей не от конъюнктуры (стоимости того или иного товара, изменений в направлениях капитальных потоков, действий спекулянтов), а от главного фундаментального фактора — доверия к проводимой в этой стране политике, причем не только экономической.

Давление на рубль вызвано главным образом тем, что после Крыма, антисанкций, «Башнефти» и безудержных налоговых инициатив предприниматели уже не знают, чего им ждать от властей завтра. Свой вклад в обрушение национальной валюты вносят и депутаты, штампующие не совместимые с логикой законы (включая бюджетный), предлагающие «прислать доктора» к руководству Банка России и «запретить доллары». А обычные граждане, заслышав из уст политиков и теледикторов знакомые истерические и натужно-оптимистичные нотки, привычно бегут в обменные пункты эти самые доллары закупать.

Цена на нефть может стабилизироваться и даже пойти вверх. Есть шанс, что мировые рынки капитала рано или поздно приоткроются для российских заемщиков. «Выстроив» госбанки, на время можно остановить спекулятивные атаки. Однако главный фактор ослабления рубля — недоверие к политике российских властей — продолжит действовать, и пока он не преодолен, рубль никогда не станет прочной и надежной валютой.

Олег Буклемишев

Источник: novayagazeta.ru


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*